`$site.phones[0].num_title`

Каков рост Дюймовочки?

 

Исследовательская работа

«Каков рост Дюймовочки?»

 

Руководитель: Капустина Елена Александровна, учитель математики КГУ «Средняя школа №23 им.М.Шаяхметова»

 

 

 

 

 

 

1. Абстракт.

 

Данная  работа содержит  исследование по определению роста сказочной героини Дюймовочки.

Цель: измерить рост Дюймовочки в современных единицах измерения  и соотнести эту величину с единицей измерения – дюйм.

Гипотеза: Если предположить, что в старину длина измерялась в дюймах, то рост  Дюймовочки  будет постоянная величина.

Исследование проводилось самостоятельно по составленному плану, все данные измерений, расчётов, фотографии представлены.

По данному исследованию представлены результаты, сделаны выводы.

Представлена практическая значимость этой работы.

 

 

  1.  

 

В раннем детстве мне родители читали сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Г.Х. Андерсен  так описывает Дюймовочку: «Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом».  В том возрасте я не понимал и не задумывался, что означает слово «дюйм», но понимал, что это очень маленькая величина.

 В 5 классе на факультативном занятии по математике при изучении темы «Старинные меры длины», я вновь встретился с этим понятием. У меня возникло желание выяснить: каков рост Дюймовочки? Решение проблемы начал с изучения литературы. Выяснил, что жизнь человека всегда сопровождалась измерениями. Уже для первобытного человека, строившего себе жилище, изготовлявшего простейшие орудия и посуду, применение мер измерений было необходимо.

         С глубокой древности мерой длины всегда был человек, т.е. наши предки измеряли расстояние собой, своим телом: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Поэтому первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома". Из прочитанного, выяснил, что дюйм – самая маленькая мера длины.

 Тема нашего исследования: каков рост Дюймовочки? Поскольку в современной жизни (практической деятельности) дюйм применяется крайне редко, то цель нашего исследования: измерить рост Дюймовочки в современных единицах измерения и соотнести эту величину с единицей измерения – дюйм.

Задачи нашего исследования:

1.выяснить происхождение слова дюйм;

2. выяснить, что такое дюйм, области его применения и, как он соотносится с современными единицами измерения;

3. выяснить рост Дюймовочки.

Объект исследования: рост Дюймовочки.

Предмет исследования: дюйм.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, практические методы (измерения), анализ полученных данных, иллюстративный материал (таблицы, фотографии).

 

 

 

  1. Исследовательская часть.

 

Под дюймом чаще всего подразумевается английская единица длины, которая применяется в ряде стран. Само слово по-голландски звучит как duim (по-немецки - daumen) и буквально переводится как большой палец. Знак дюйма - двойной штрих (как кавычки), например: 5". Общепринятое буквенное сокращение в русском языке отсутствует. В английском языке используется сокращение "in" от слова inch (дюйм).

Дюйм равен одной двенадцатой фута, или 2,54 см. Такое точное значение дюйм приобрел лишь с 1958 г., до этого же существовали отклонения, например, 2,539 см или около того. Соответственно, 1 см = 0,3937 дюйма, а 1 м = 39,37 дюйма.

Считается, что раньше дюйм определялся длиной верхней фаланги большого пальца. Но есть и другие версии происхождения этой единицы измерения. Согласно одному из преданий, мера дюйма изначально была суммой длин трех ячменных зерен. Еще одна легенда определяет дюйм как расстояние между пальцем вытянутой руки и кончиком нома английского короля Генриха I.

Дюйм также являлся русской дометрической единицей длины, равной 1/28 аршина, которая действовала до 1918 г. Русский дюйм, как и английский, составляет 2,54 см. В Россию слово «дюйм» было привезено Петром I в начале XVIII века.

Итак, узнав, что такое дюйм, и, что 1 дюйм = 2,54 см, я поставил перед собой первый вопрос: чему равен рост Дюймовочки?

В план моего исследования входило:

1.Измерить ширину своего   большого пальца правой руки.

2.Измерить ширину большого пальца мамы, папы.

3.Измерить ширину большого пальца друзей, знакомых.

4.Данные занести в таблицу.

5.Сравнить полученные результаты.

6.Определить рост Дюймовочки.

 

я

мама

папа

бабушка

дедушка

брат

тётя

2,5 см

2,8 см

3,1 см

2,6 см

3см

1см

2,7 см

 

На основании полученных результатов я «изобразил» Дюймовочек, все они были разного роста. Возник второй вопрос: почему? Это объясняется тем, что если 1дюйм – ширина большого пальца, то Дюймовочки разные из-за того, что ширина пальцев у каждого человека индивидуальна. Тогда возник третий вопрос:  откуда появилась величина 1дюйм   2,54 см? На решение этого вопроса меня натолкнула тема, изучаемая в курсе математики 5 класса «Среднее арифметическое нескольких чисел». Поэтому я решил вычислить среднюю арифметическую величину размеров пальцев, которые я замерил.

 

Средняя величина пальца =  =     2, 5385714… .

У меня получилось! 1 дюйм  2,54 см.

 

 

  1.  

 

В результате вычислений получилось число  2,54 см. Значит, 1 дюйм  - это среднее арифметическое нескольких больших пальцев разных людей, т.е  не является точной величиной. Таким образом, каков рост Дюймовочки, мы однозначно ответить не можем, а можем указать её рост как величину приблизительную, равную  2,54 см. Значит, моя гипотеза не подтвердилась. Рост Дюймовочки – величина не постоянная.

 Поэтому, я думаю, что в настоящее время, когда развитие науки и техники происходит с большой скоростью, появляются нанотехнологии, требующие точных расчётов, эту единицу измерения используют очень редко.

Сегодня дюйм - устаревшая единица измерения, которая, тем не менее, применяется. В последнее время в русском языке понятие дюйма снова в ходу, в частности, в области компьютерных технологий. Например, количество «точек на дюйм» (dpi) характеризует разрешающую способность устройств - принтеров и т.д. Диагональ экранов также часто указывается в дюймах, как и форм-факторы дисковых накопителей: 2,5" - для жестких дисков ноутбука, 3,5" — для стандартного жесткого диска, 5,25" — для DVD-привода.

А в тех областях техники, где от  точности вычислений зависит жизнь человека (строительство домов, мостов, самолётов, космических кораблей, АЭС, ТЭЦ и т.д., ) дюйм вообще не применяется.

 

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,

Архитектор немного ошибся в расчете –

Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?

Этот дом превратился бы в груду развалин!

 

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

 

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье,

Разнесло бы турбину на мелкие части.

 

Три десятых – и стены возводятся косо!

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись только на три десятых аптека –

Станет ядом лекарство, убьет человека.

 

 

  1. Практическая значимость исследования.

 

После проведения исследования, прочтения литературы у меня возникло желание  узнать  и о  других старинных мерах  длины. Результаты работы представил в виде таблицы.

 

Название меры

Происхождение

Сажень

Происходит от глагола сягать (досягать) – на сколько можно было дотянуться рукой.

Косая сажень = 2м 48см

Расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.

Маховая сажень = 1м 76см

Расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.

Аршин

Равнялся вытянутой руки от плеча до конца среднего пальца, примерно 71см

Локоть

Равнялся длине руки от пальцев до локтя, примерно от 38-47см.

Пядь

Происходит от древнерусского слова пясть - кулак или пять - кисть руки.

Большая пядь = 22-23см

расстояние между концами большого пальца и мизинца

Малая пядь = 17см 78мм

расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев.

Вершок

Происходит от слова «верх». Равнялся ширине двух пальцев (указательного и среднего) = 4см 44мм.

 

 

Приведенные примеры мер основаны на размерах частей человеческого тела и возникли в трудовой деятельности человека. У всех народов складывалась очень сложная и запутанная, весьма пестрая система мер. Каждое маленькое государство, каждый город стремился измерять своими мерами. Из века в век, из года в год уточнялись меры, совершенствовались способы измерения. Взаимосвязь, сотрудничество в науке и технике, торговля между  государствами развивалась большими темпами, появилась необходимость пользоваться едиными мерами измерения.

Поэтому, в 1960 году на 11 Генеральной конференции мер и весов было принято решение о введении Международной системы единиц СИ. Где указаны единые меры измерения. И она окончательно стала единственно допустимой системой измерений во всё мире.

Это не весь список старинных мер длины, его можно продолжать и продолжать. Почему я взял только их? Потому что они, чаще других встречаются на уроках, в литературных произведениях.

В литературе старинные меры длины встречаются, в основном, в сказках.

Свои наблюдения я представил в таблице.

Название сказки

Автор

 

Мера длины

Отрывок

из сказки

«Дюймовочка»

Г.Х.Андерсен

Дюйм

Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом.

«Конек-горбунок»

П.С.Ершов

Вершок, аршин

Да еще рожу конька

Ростом только три вершка,

На спине с двумя горбами

Да аршинными ушами.

 

«Дедушка Мазай и зайцы»

Н.А.Некрасов

Аршин, сажень

«С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам: уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

 

 

Кроме того,  знание мер   мне помогло разобраться во  фразеологизмах, в которых всегда говорят истину.

Косая сажень в плечах . - Богатырь

Писать аршинными буквами. – Крупно.

Мерить на свой аршин. -  О человеке, который судит только со своей точки зрения.

Как аршин проглотил. -  Человек, который держится неестественно прямо.

Видеть на два аршина под землей. -  Очень умный человек.

Не уступить ни пяди. -  Ни самой малости.

У него семь пядей во лбу.-  Очень мудрый человек.

Близок локоть, да не укусишь. - Простое, но не выполнимое дело.

Два вершка от горшка, а уже указчик. - Не имеющего жизненного опыта человека, но поучающего всех.

Здесь я тоже хочу заметить, что это не все.

И хочу сказать в конце. Все мы родом из детства. Когда-то и нам предстоит читать сказки своим детям. И мы сумеем ответить на каверзные вопросы наших детей. А еще лучше, вместе с ними отвечать на них.

Список использованной литературы.

 

1. Алдамуратова Т.А., Байшоланов Е.С. Математика: учебник для 5 класс общеобразовательной школы / Алматы: Атамура, 2010. – 368с., илл.

2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: «Художественная литература», 1989. -312с.

 3. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: «Просвещение», 1990. -247 с.

4. Глейзер Г. И. История математики в школе.- М.: «Просвещение», 1982.- 284 с.

5. Я иду на урок математики. 5класс.-М.: «Первое сентября» - 2001. - 304 с.

6. Мир чисел. Занимательные рассказы о математике - С-Пб.: МиМ-ЭКСПРЕСС,1995.-158с.

7. Виленкин Н.Я., Депман, И.Я. За страницами учебника математики - М.: «Просвещение» ,1989. – 288 с.

8. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. «Старинные занимательные задачи» - М.: «Наука»,1985.-141с.

9. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка» М.: «Русский язык», 1989 – 939с.

 10. Толковый словарь русского языка: в 4т./ под ред. Ушакова М., 2000.

 11. Интернет ресурсы: http://www.wikipedia.org http://ru.wikipedia.org http://portfolio.1september.ru http://www.metrologie. http://www.iro.yar.ru http://trust.narod.ru

Методическая копилка

Наши контакты:
Офис:
г. Усть-Каменогорск, улица Усть-Каменогорская, 11