Исследовательская работа
«Каков рост Дюймовочки?»
Руководитель: Капустина Елена Александровна, учитель математики КГУ «Средняя школа №23 им.М.Шаяхметова»
1. Абстракт.
Данная работа содержит исследование по определению роста сказочной героини Дюймовочки.
Цель: измерить рост Дюймовочки в современных единицах измерения и соотнести эту величину с единицей измерения – дюйм.
Гипотеза: Если предположить, что в старину длина измерялась в дюймах, то рост Дюймовочки будет постоянная величина.
Исследование проводилось самостоятельно по составленному плану, все данные измерений, расчётов, фотографии представлены.
По данному исследованию представлены результаты, сделаны выводы.
Представлена практическая значимость этой работы.
В раннем детстве мне родители читали сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Г.Х. Андерсен так описывает Дюймовочку: «Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом». В том возрасте я не понимал и не задумывался, что означает слово «дюйм», но понимал, что это очень маленькая величина.
В 5 классе на факультативном занятии по математике при изучении темы «Старинные меры длины», я вновь встретился с этим понятием. У меня возникло желание выяснить: каков рост Дюймовочки? Решение проблемы начал с изучения литературы. Выяснил, что жизнь человека всегда сопровождалась измерениями. Уже для первобытного человека, строившего себе жилище, изготовлявшего простейшие орудия и посуду, применение мер измерений было необходимо.
С глубокой древности мерой длины всегда был человек, т.е. наши предки измеряли расстояние собой, своим телом: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Поэтому первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома". Из прочитанного, выяснил, что дюйм – самая маленькая мера длины.
Тема нашего исследования: каков рост Дюймовочки? Поскольку в современной жизни (практической деятельности) дюйм применяется крайне редко, то цель нашего исследования: измерить рост Дюймовочки в современных единицах измерения и соотнести эту величину с единицей измерения – дюйм.
Задачи нашего исследования:
1.выяснить происхождение слова дюйм;
2. выяснить, что такое дюйм, области его применения и, как он соотносится с современными единицами измерения;
3. выяснить рост Дюймовочки.
Объект исследования: рост Дюймовочки.
Предмет исследования: дюйм.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, практические методы (измерения), анализ полученных данных, иллюстративный материал (таблицы, фотографии).
- Исследовательская часть.
Под дюймом чаще всего подразумевается английская единица длины, которая применяется в ряде стран. Само слово по-голландски звучит как duim (по-немецки - daumen) и буквально переводится как большой палец. Знак дюйма - двойной штрих (как кавычки), например: 5". Общепринятое буквенное сокращение в русском языке отсутствует. В английском языке используется сокращение "in" от слова inch (дюйм).
Дюйм равен одной двенадцатой фута, или 2,54 см. Такое точное значение дюйм приобрел лишь с 1958 г., до этого же существовали отклонения, например, 2,539 см или около того. Соответственно, 1 см = 0,3937 дюйма, а 1 м = 39,37 дюйма.
Считается, что раньше дюйм определялся длиной верхней фаланги большого пальца. Но есть и другие версии происхождения этой единицы измерения. Согласно одному из преданий, мера дюйма изначально была суммой длин трех ячменных зерен. Еще одна легенда определяет дюйм как расстояние между пальцем вытянутой руки и кончиком нома английского короля Генриха I.
Дюйм также являлся русской дометрической единицей длины, равной 1/28 аршина, которая действовала до 1918 г. Русский дюйм, как и английский, составляет 2,54 см. В Россию слово «дюйм» было привезено Петром I в начале XVIII века.
Итак, узнав, что такое дюйм, и, что 1 дюйм = 2,54 см, я поставил перед собой первый вопрос: чему равен рост Дюймовочки?
В план моего исследования входило:
1.Измерить ширину своего большого пальца правой руки.
2.Измерить ширину большого пальца мамы, папы.
3.Измерить ширину большого пальца друзей, знакомых.
4.Данные занести в таблицу.
5.Сравнить полученные результаты.
6.Определить рост Дюймовочки.
я |
мама |
папа |
бабушка |
дедушка |
брат |
тётя |
2,5 см |
2,8 см |
3,1 см |
2,6 см |
3см |
1см |
2,7 см |
На основании полученных результатов я «изобразил» Дюймовочек, все они были разного роста. Возник второй вопрос: почему? Это объясняется тем, что если 1дюйм – ширина большого пальца, то Дюймовочки разные из-за того, что ширина пальцев у каждого человека индивидуальна. Тогда возник третий вопрос: откуда появилась величина 1дюйм 2,54 см? На решение этого вопроса меня натолкнула тема, изучаемая в курсе математики 5 класса «Среднее арифметическое нескольких чисел». Поэтому я решил вычислить среднюю арифметическую величину размеров пальцев, которые я замерил.
Средняя величина пальца = = 2, 5385714… .
У меня получилось! 1 дюйм 2,54 см.
В результате вычислений получилось число 2,54 см. Значит, 1 дюйм - это среднее арифметическое нескольких больших пальцев разных людей, т.е не является точной величиной. Таким образом, каков рост Дюймовочки, мы однозначно ответить не можем, а можем указать её рост как величину приблизительную, равную 2,54 см. Значит, моя гипотеза не подтвердилась. Рост Дюймовочки – величина не постоянная.
Поэтому, я думаю, что в настоящее время, когда развитие науки и техники происходит с большой скоростью, появляются нанотехнологии, требующие точных расчётов, эту единицу измерения используют очень редко.
Сегодня дюйм - устаревшая единица измерения, которая, тем не менее, применяется. В последнее время в русском языке понятие дюйма снова в ходу, в частности, в области компьютерных технологий. Например, количество «точек на дюйм» (dpi) характеризует разрешающую способность устройств - принтеров и т.д. Диагональ экранов также часто указывается в дюймах, как и форм-факторы дисковых накопителей: 2,5" - для жестких дисков ноутбука, 3,5" — для стандартного жесткого диска, 5,25" — для DVD-привода.
А в тех областях техники, где от точности вычислений зависит жизнь человека (строительство домов, мостов, самолётов, космических кораблей, АЭС, ТЭЦ и т.д., ) дюйм вообще не применяется.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека.
- Практическая значимость исследования.
После проведения исследования, прочтения литературы у меня возникло желание узнать и о других старинных мерах длины. Результаты работы представил в виде таблицы.
Название меры |
Происхождение |
Сажень |
Происходит от глагола сягать (досягать) – на сколько можно было дотянуться рукой. |
Косая сажень = 2м 48см |
Расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. |
Маховая сажень = 1м 76см |
Расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. |
Аршин |
Равнялся вытянутой руки от плеча до конца среднего пальца, примерно 71см |
Локоть |
Равнялся длине руки от пальцев до локтя, примерно от 38-47см. |
Пядь |
Происходит от древнерусского слова пясть - кулак или пять - кисть руки. |
Большая пядь = 22-23см |
расстояние между концами большого пальца и мизинца |
Малая пядь = 17см 78мм |
расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев. |
Вершок |
Происходит от слова «верх». Равнялся ширине двух пальцев (указательного и среднего) = 4см 44мм.
|
Приведенные примеры мер основаны на размерах частей человеческого тела и возникли в трудовой деятельности человека. У всех народов складывалась очень сложная и запутанная, весьма пестрая система мер. Каждое маленькое государство, каждый город стремился измерять своими мерами. Из века в век, из года в год уточнялись меры, совершенствовались способы измерения. Взаимосвязь, сотрудничество в науке и технике, торговля между государствами развивалась большими темпами, появилась необходимость пользоваться едиными мерами измерения.
Поэтому, в 1960 году на 11 Генеральной конференции мер и весов было принято решение о введении Международной системы единиц СИ. Где указаны единые меры измерения. И она окончательно стала единственно допустимой системой измерений во всё мире.
Это не весь список старинных мер длины, его можно продолжать и продолжать. Почему я взял только их? Потому что они, чаще других встречаются на уроках, в литературных произведениях.
В литературе старинные меры длины встречаются, в основном, в сказках.
Свои наблюдения я представил в таблице.
Название сказки |
Автор
|
Мера длины |
Отрывок из сказки |
«Дюймовочка» |
Г.Х.Андерсен |
Дюйм |
Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. |
«Конек-горбунок» |
П.С.Ершов |
Вершок, аршин |
Да еще рожу конька Ростом только три вершка, На спине с двумя горбами Да аршинными ушами.
|
«Дедушка Мазай и зайцы» |
Н.А.Некрасов |
Аршин, сажень |
«С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам: уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.
|
Кроме того, знание мер мне помогло разобраться во фразеологизмах, в которых всегда говорят истину.
Косая сажень в плечах . - Богатырь
Писать аршинными буквами. – Крупно.
Мерить на свой аршин. - О человеке, который судит только со своей точки зрения.
Как аршин проглотил. - Человек, который держится неестественно прямо.
Видеть на два аршина под землей. - Очень умный человек.
Не уступить ни пяди. - Ни самой малости.
У него семь пядей во лбу.- Очень мудрый человек.
Близок локоть, да не укусишь. - Простое, но не выполнимое дело.
Два вершка от горшка, а уже указчик. - Не имеющего жизненного опыта человека, но поучающего всех.
Здесь я тоже хочу заметить, что это не все.
И хочу сказать в конце. Все мы родом из детства. Когда-то и нам предстоит читать сказки своим детям. И мы сумеем ответить на каверзные вопросы наших детей. А еще лучше, вместе с ними отвечать на них.
Список использованной литературы.
1. Алдамуратова Т.А., Байшоланов Е.С. Математика: учебник для 5 класс общеобразовательной школы / Алматы: Атамура, 2010. – 368с., илл.
2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: «Художественная литература», 1989. -312с.
3. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: «Просвещение», 1990. -247 с.
4. Глейзер Г. И. История математики в школе.- М.: «Просвещение», 1982.- 284 с.
5. Я иду на урок математики. 5класс.-М.: «Первое сентября» - 2001. - 304 с.
6. Мир чисел. Занимательные рассказы о математике - С-Пб.: МиМ-ЭКСПРЕСС,1995.-158с.
7. Виленкин Н.Я., Депман, И.Я. За страницами учебника математики - М.: «Просвещение» ,1989. – 288 с.
8. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. «Старинные занимательные задачи» - М.: «Наука»,1985.-141с.
9. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка» М.: «Русский язык», 1989 – 939с.
10. Толковый словарь русского языка: в 4т./ под ред. Ушакова М., 2000.
11. Интернет ресурсы: http://www.wikipedia.org http://ru.wikipedia.org http://portfolio.1september.ru http://www.metrologie. http://www.iro.yar.ru http://trust.narod.ru