КГУ «Средняя школа №23 им.М.Шаяхметова»,
акимата города Усть-Каменогорска
Конкурс социальных проектов, на лучшую детскую инициативу под девизом «Школа, дружественная к ребенку»
ДЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ!»,
или детский МЕНТОРИНГ в действии
Направление: Наставничество и взаимопомощь
Авторы:
Сагынган Тимур – ученик 5Г класса;
Тесленко Арина – ученица 5Г класса.
Руководители:
Мелентьева Е.В. – педагог-психолог;
Тесленко Н.В. – классный руководитель 5Г;
Простякова И.В. – классный руководитель 1Г.
Актуальность. (Обоснование значимости проекта)
«Вместе мы сильнее!». Эти слова стали одним из девизов 25-летия празднования Независимости Казахстана. Под таким вдохновляющим лозунгом объединились все не равнодушные жители нашей многонациональной Родины. Эти слова объединили и наш класс…
Взаимопомощь, чувство единства, помогли нам дружно преодолеть все испытания связанные с переходом из младшего звена школы в среднее. Преодолевая трудности, мы стали дружнее, мы стали сильнее !!!…Сегодня, Мы хотим поделиться этой силой взаимопомощи с теми, кто нуждается в нашей поддержке.
Вдохновленные патриотическим актом "Мәңгілік ел", и окрыленные возможностью, воплотить в жизнь нашу идею. Мы, - инициативные представители Будущего поколения, Едины в своем стремлении реализовать проект «детского МЕНТОРИНГА в действии»!!!
Значимость этого социального проекта для нас очевидна. Это не просто реализация нашего замысла – это реализация Пути «единения», по которому идет наша Страна.
Поэтому, на базе нашей школы, на уровне нашего класса, Мы готовы протянуть руку помощи ребятам, впервые севшим за парту в этом году. У них впереди немало испытаний и трудностей,… но они с ними справятся ведь с ними рядом… Мы - их старшие товарищи!
Цель: Улучшение образовательной среды в классах участвующих в проекте, повышение личностной активности подростков и детей в процессе реализации принципа «детского менторинга».
Задачи:
Воплощение, в детско-подростковой среде, инициативы направленной на формирование активной жизненной и гражданской позиции;
Активизация процесса самообучения и саморазвития;
Повышение уровня воспитанности и качества знаний;
Вовлечение детей и подростков в педагогическую деятельность школы.
География проекта:
Первоначально, на этапе апробации, проект планируется реализовать в 5Г и 1Г классах КГУ «Средняя школа №23»
В дальнейшем (в случае успешной апробации) реализация проекта продлится на последующие годы обучения и в перспективе проект может быть внедрен и в других классах школы
Сроки реализации проекта:
Апробация проекта – 2016-17 учебный год
Реализация проекта (на уровне класса) предполагается в течение всего периода обучения в школе.
В перспективе, (с учетом доработок, обновления и внедрения новых идей,) система «детского менторинга», может быть внедрена в школы на непрерывной основе.
План работы:
1. Подготовительный этап
1.1.Сентябрь-октябрь 2016 года. Подготовительный этап. Адаптация к условиям обучения. Сбор информации. Анализ ситуации в ученических коллективах 5Г и 1Г классах;
1.2.Ноябрь 2016 года. Разработка проекта систематизация идей.
1.3.Декабрь 2016 года. Защита и презентация проекта. (уточнение доработка материалов в случае необходимости)
2. Апробация проекта
2.1. Январь-февраль 2017 года. Создание творческой команды из учащихся класса. Проведение совместных общешкольных и общеклассных мероприятий. Совместное дежурство.
2.2. Март-апрель 2017 года. Создание проектного продукта. Проведение совместного досуга. Закрепление «парного менторинга» по принципу «старший ребенок-младший ребенок». Каждый ученик 5Г закрепляется в качестве ментора за учеником 1Г класса. Разработка парной стратегии работы (каждая пара работает по индивидуальному плану, но их работа включена в общую стратегию класса)
2.3. Май-июнь 2017 года. Завершение этапа апробации. Подведение промежуточных итогов. Выход на новый уровень.
Механизм реализации:
Наша задача, как менторов (наставников) провести своих подопечных через несколько этапов развития, используя принципы «модели РПС».
«Модель РПС»
РАССКАЖИ ↔ ПОКАЖИ ↔СДЕЛАЙ ВМЕСТЕ
Содержание проекта «Вместе мы сильнее»
или «детский МЕНТОРИНГ в действии»
Ментор - слово латинское, согласно «Словарю Даля» обозначает - руководитель, учитель, наставник, воспитатель. Ментор на русский язык обычно переводится как наставник, а менторинг - наставничество.
Новое понятие, «Детский менторинг», которое мы вводим в данном проекте, - обозначает процесс, где в качестве наставников выступают активные и успешные ученики школы, поддерживающие и помогающие младшим ребятам, не только в вопросах обучения, но и в области личностного развития.
Мы убеждены, что «детский менторинг» в нашей школе, станет одной из форм социально значимой деятельности обучающихся, способствующей формированию активной социально-нравственной позиции.
Организация менторинга старших воспитанников школы над младшими может быть одним из направлений работы органов ученического самоуправления как на уровне класса, так и на уровне школы.
Идея «детского менторинга» направлена прежде всего на сохранение преемственности поколений среди обучающихся, воспитание нравственных, этических и эстетических качеств личности, приучение к уважению старших.
«Стремление обучающихся младших классов к общению со старшими – естественно и основано на желании получить поддержку, защиту, повысить самооценку, им доступнее копирование деятельности и поведения старших школьников, чем педагога.»
Осуществляя такую наставническую работу мы осознанно формируем у себя навыки самоорганизации, поскольку для того, чтобы быть примером, прежде всего необходимо стать требовательным к самому себе.
Очевидно, что в процессе наставничества дети - менторы смогут проявить свои индивидуальные и творческие способности, умение жить в коллективе, с уважением относятся к старшим и заботятся о своих младших товарищах.
Результатом менторинга в младших классах, по нашему замыслу, должен стать переход к школьному самоуправлению в среднем и старшем звеньях, что способствует развитию ответственности, уверенности, взаимоуважению.
Формами взаимодействия наставников–менторов и подопечных -обучающихся младших классов могут быть: совместные праздники, игры на переменах, конкурсы, общие проекты, выездные походы и экскурсии, классные часы, дежурство по школе, субботники и даже открытые уроки и мероприятия для родителей.
Перед началом работы будущие менторы (наставники) знакомятся с характеристикой класса, встречаются и беседуют с классным руководителем обучающихся. Координаторы менторов (в нашем случае это наш классный руководитель, школьный психолог и представители родителей) помогают нам выстроить работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников.
Задачей координаторов является курирование работы класса и активная помощь в реализации поставленных задач менторинговой деятельности.
Ожидаемые результаты:
– получение опыта социальной активности;
– самореализация;
– повышение уровня общей культуры, самодисциплина и рост учебных достижений (повышение успеваемости).
– приобретение нового жизненного опыта;
– формирование положительного образа школы; уважительное отношение к взрослым и малышам.
– разнообразие видов внеурочной деятельности.
Задуманная нами работа позволит каждому старшему наставнику –ментору, раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности, ощутить значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива и школы в целом.
Благодаря вовлечению в различные виды творческой деятельности мы ожидаем отследить улучшение взаимоотношений между обучающимися внутри класса, развитие навыков общения и сотрудничества среди детей младшего школьного возраста и повышение социальной ответственности и активности самих менторов.
Нестандартные формы планирования и проведения данных мероприятий позволят обеспечить условия для активизации органов ученического самоуправления, создавая условия для реализации творческих способностей обучающихся. При этом смысл менторинговой работы состоит не в том, чтобы одни дети управляли другими, а в том, чтобы обучая младших, мы менторы, как наставники подводили их к совместным творческим делам на основе высоконравственных отношений.