Тема: Благодарность не знает границ
Цель: Формирование нравственной ценности «благодарность»
Задачи:
1. Осмысление понятия «благодарность» как основополагающей нравственной ценности личности.
2. Развивать способность сочувствовать, сопереживать, осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации.
3. Способствовать воспитанию чувства благодарности за любое проявление добра.
Оборудование: презентация, картинки для работы в группах, пословицы для работы в парах, лепестки для цветка «благодарности».
I этап. Организационный
- Ребята, подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь.
Когда улыбкой день освещается, чудесным образом всё получается!
II этап. Мотивационный
Для того чтобы определить тему нашего классного часа, послушайте притчу, а затем мы проанализируем ее содержание, раскроем ее мудрый смысл и определим тему нашего классного часа
Притча "Самое важное богатство"
В далекой восточной стране жил старый мудрец, помогавший людям добрыми советами. Никогда этот человек не назначал платы, соседи сами благодарили его за поддержку. Кто денег даст, кто-то яблок или вещи оставит, один хвороста принесет, а другой воды в дом натаскает.
Тому, у кого не было ни одной медной монетки, помогал просто так и не просил ничего взамен. И его за это любили. Но некоторые считали, что это несправедливо – почему он выручает одинаково всех – тех, кто оплачивает услуги и тех, кто этого не делает?
Пришел однажды к нему один богатый человек и сказал:
– Мудрый старец, мы всегда обращались к тебе за советами. Никогда не отказывал нам, даже бедным. Скажи, почему ты помогал даже тем, кто тебя ничем не отблагодарил? Почему с меня берешь, а с других нет?
– Ответь мне, – сказал ему старик, – разве я просил у тебя вознаграждения? Или ты делал это добровольно?
– Да, – ответил богач. – Ни разу не назначил мне цену, я всегда давал сколько считал нужным.
– И все давали столько, сколько считали нужным. Даже те, у кого пусто в карманах.
– Я не понимаю! – закричал богач. – Разве может что-то дать тот, у кого нет ни гроша?
– Конечно! – ответил старик. – Этот человек отблагодарил меня, сказал мне «спасибо», в знак признательности он пожелал мне хорошего здоровья и долгих лет жизни. А это стоит больше, чем все богатство на свете.
- О чем этот рассказ?
- Что чувствовали люди, когда мудрец помогал им? (благодарность)
- О каких духовных ценностях идёт речь в этой истории?(благодарность, бескорыстная помощь, доброта, признательность)
- Как часто мы боимся вслух произнести слова благодарности, но какое чувство удовлетворения испытываем мы, если делаем это.
III этап. Постановка темы и целей
- Так о чём же пойдёт речь сегодня на нашем классном часе?
Тема: Благодарность не знает границ
- Какие цели мы можем поставить?
(Цели на слайде)
1. Познакомиться с понятием «благодарность»
2. Закрепить, какими словами можно выразить слова благодарности.
3. Понять за какие дела и поступки люди благодарят друг друга.
4. Учиться благодарить окружающих нас людей за добрые дела и поступки.
IV этап. Актуализация знаний.
Работа со словарем
А что же такое благодарность? (благо дарить)
В словаре Ожегова говорится о том, что
Благодарность – это чувство признательности человека к другому человеку за оказанное добро и внимание, а также выражение высокой оценки его мыслей, поступков и действий.
- Благодарность – признательность за доброе отношение, помощь. В прекрасном русском слове «благодарю» заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести и из благородных побуждений, творю благополучие, щедро отдаю частичку своей души.
- А кто из вас считает себя благодарным человеком?
- Давайте подумаем, кому мы благодарны в нашей жизни и за что? (маме, папе, бабушке, дедушке, другу, подруге, солнышку и т.д.)
Итак, свою благодарность мы можем выразить словом спасибо. .....
- Говоря, друг другу слова «Спасибо» или «Благодарю» мы выражаем свое отношение к сделанному для нас добру, выражаем наше пожелание, чтобы этому человеку сопутствовало добро.
Получив благодарность, человек сознательно настраивается на добрые отношения и платит добром.
Парная работа «Собери пословицу»
- Благодарность, как лучшее качество человека воспевал народ в пословицах. Сейчас вы будите работать в парах. У вас на столах народные пословицы
Задание: собрать пословицу, громко и выразительно прочитать пословицу и объяснить смысл.
1 ряд
От благодарных слов |
так и откликнется |
Как аукнется, |
язык не отсохнет |
Объяснение: Поучительный смысл пословицы: Не надо скупиться на добрые слова благодарности, тот, кто так поступает, ничего не потеряет ("язык не отсохнет"), зато может принести много радости тому, кому они сказаны.
2 ряд
Доброе дело |
кто хлеб – соль помнит. |
Хорош тот, кто поит да кормит, но и тот не плох, |
без награды не останется. |
Смысл пословицы: нужно благодарить тех, кто отдает, дарует, но так же заслуживает уважения и тот, кто не забывает добрые дела и поступки других.
3 ряд
На добрый привет - |
и за то, что ты есть. |
Каждый день будь благодарен за то, что имеешь, |
добрый ответ |
Объяснение: Жизнь - это радость, надо быть благодарным, тем, кто дал жизнь. Каждый день жизни неповторим, а жизнь наша не так уж и бесконечна, как иногда может казаться.
Вывод: пусть всё будет хорошо у того кто делает добро и вдвое хорошо, кто это добро помнит.
Получив благодарность, человек подсознательно настраивается на позитив.
Физминутка
Встаньте, дети, улыбнитесь.
Земле нашей поклонитесь,
И к солнышку потянитесь,
В разные стороны наклонитесь,
Спасибо всем, кто рядом с нами
Спасибо каждому из нас.
Спасибо скажем мы глазами
Друг другу радостно не раз!
Просмотр мультфильма «Грибок – теремок»
- Ребята, а как можно выразить благодарность? (Словами, мимикой, улыбкой, жестами: поднятые руки ладонями вперед, ладошки у сердца, ладошки на груди, наклон головы, взять за руку человека и сказать спасибо)
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть внимательно мультфильм «Грибок- теремок» После просмотра вы должны будете ответить на вопрос: - Кого и за что благодарили герои мультфильма?
Просмотр мультфильма
- Кого и за что благодарили герои мультфильма?
- Правильно ли поступил муравей, пустив всех под грибок?
- Как отблагодарила бабочка муравья? А зайчишка?
- Какие важные слова сказал Грибок в конце мультфильма? (Друг другу спасибо скажите! От грозы вас сердце доброе укрыло, от врага дружба спасла)
Работа в группах
- Ребята, сейчас мы переходим к следующему вопросу. Мы должны выяснить, за какие дела и поступки люди благодарят друг друга. Вы будете работать в группах.
Задание: рассмотрите в группе картинку и скажите, кого и за, что благодарят герои на этих картинках.
Маму (за то, что дала жизнь и воспитала)
Ветерана (за мирную жизнь)
Учителя (Ученики благодарят учителя за то, что он учит их)
Врача (Люди благодарят врача за оказание помощи при заболевании)
Спасателя (Спасателя за то, что он спас жизнь)
Природу ( за красоту, свежий воздух, ресурсы, которыми мы пользуемся)
- Ребята, научиться благодарности очень просто. Надо чаще говорить спасибо за оказание помощи, видеть вокруг себя красоту и быть добрым.
V этап. Рефлексия.
« Цветок благодарности»
- Ребята, у вас на столах лежат лепестки от « Цветка благодарности». Сейчас каждый из вас напишет слова благодарности
1 группа – Родителям
2 группа – Дедушке и бабушке
3 группа – Учителям
4 группа – Другу
5 группа – Природе
6 группа – Работникам школы
(После того, как учащиеся выполнят задание, по желанию читают слова благодарности и приклеивают свой лепесток к сердцевине цветка. Таким образом, на столах у каждой группы должен получится цветок).
Чтение стихотворения
Главное - уметь благодарить...
Солнце - за его внимание,
Звёзды - за неяркий свет в ночи,
Друга - за плечо и понимание,
Бабушку - за тёплый хлеб в печи.
Главное - уметь благодарить...
Воду - за волну и за крещение,
Рощу - за покой в зените дня,
Землю - за любовь и всепрощение,
И костёр -за теплоту огня.
Можно быть талантливым, бездарным,
Многое свершить, иль натворить...
Главное - быть жизни благодарным,
Главное - уметь благодарить.