Александрова В.А.
Доброе утро, прочитайте слова на слайде и определите тему сегоднешнего методсовета. (слайд 2)
Тема: «Критериальное оценивание» ( слайд 3)
Цель: «Оказание теоретической и практической помощи педагогам в овладении современными подходами к системе КО».
Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие айти( IT)-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые навыки, развить исследовательские и творческие компетенции. Школьное образование республики находится на этапе нового старта, внедряется поэтапно 12-летнее образование, обновляются стандарты школьного обучения для развития функциональной грамотности. В этом году обучаются по обновлённой общеобразовательной программе 1-3, 5-8 классы- Главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения Республики в ряды 30 самых развитых стран мира. Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера.
Задание для коллектива.Прошу всех нарисовать домик.
Поменяйтесь рисунками в парах- тройках и оцените по традиционной 5 бальной системе .
Спросить 4-5 учителей какую оценку поставили и почему.
А теперь я вам предлагаю критерии оценивания рисунка, применяя данные критерии прошу ещё раз оценить работы. (слайд 4)
Опросить ещё 3-4 учителя , какую оценку поставили и почему.
Термин «критериальное оценивание»( слайд 5 )впервые использован Робертом Юджином Глейзером (1963) и характеризует процесс, способствующий определению соответствия между достигнутым и планируемым уровнями учебных достижений обучающихся. Критериальный подход исключает сравнение и зависимость от достижений других обучающихся, а также направлен на информирование об уровне компетентности каждого обучающегося.
«Оценивание учебных достижений» - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь.
Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания передать? суть: информация, которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и умения.
Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопросаL(слайд 6 )
что оценивать?
как оценивать?
с какой целью оценивать работу ученика на уроке?
Неотъемлемой частью содержания образования является система оценивания достижения обучающимися ожидаемых результатов обучения. В обновленной программе образования предусмотрен совершенно иной подход к системе оценивания знаний и умений. И если раньше, учитель оценивал согласно собственных выставленных критериев, то оценивание по – новому предполагает четко выработанную систему критериев.
Сегодня я не буду вам напоминать о том , что оценивание бывает двух видов : суммативным и формативным, вы на сегодня уже все знаете и работаете . а более подробно мы остановимся на критериях оценивания.
Так как, критерии дают понять (слайд 7 ) На какой стадии обучения находится ученик
Куда он стремится в своём обучении Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов.
Напомню основные документы, которые регламентируют Ко.(слайд 8 )
ГОСО (начальное, основное среднее, общее среднее)
Учебная программа
Учебный план
Руководство по КО для учителей начальной, основной и общей средней школы.
Сборник заданий по ФО
Методические рекомендации по суммативному оцениванию.
Давайте попытаемся определить положительные и отрицательные признаки системы КО. (выслушиваю мнения из зала, записываю + и – креплю заготовки.
(слайд 9 )
Поскольку были названы довольно серьёзные отрицательные моменты, то отмечаю следующие возможные риски.(слайд 10 )
Формальный подход к разработке необходимых материалов для КО
Недопонимание системы КО со стороны родителей
Издержки адаптационного периода при внедрении КО.
Недостаточная теоретическая подготовка педагогов по основным вопросам КО
Отсутствие должного контроля и поддержки со стороны администрации школы при внедрении КО.
Сегодня процесс обучения это процесс трёх тесно связанных субъектов : учителя, ученика, родителей. Давайте определим что же позволяет новая система оценивания каждому их них.
Учителям (слайд 11 )
Разработать критерии , способствующие получению качественных результатов обучения;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
Улучшить качество преподавания;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания.
Ученикам (слайд12 )
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и других;
Критически мыслить.
Родителям (слайд 13 )
Получать доказательства уровня обученности ребёнка;
Отслеживать прогресс в обучении ребёнка;
Обеспечить ребёнку поддержку в процессе обучения.
Как оценивать суммативные работы все знают в сборниках чётко указан и вид задания и правильный вариант ответа, количество баллов. А как оценивать формативные работы, работу в парах и группах. Для этого каждому учителю необходимо на каждом уроке самому определять критерии оценивания. Как это делать и будет предметом нашего разговора. Нет четких разработок и указаний, поэтому вашему вниманию предлагаю примерный алгоритм действий. (слайд 14 ).
Как же это происходит на уроках . предлагаю послушать следующих учителей нач классов , как наиболее опытных .
Выступление учителей: Бычкова О.М. Дукембаева А.Ш.
Следующий этап нашей работы – практический и предполагает деление на группы.
Разделившись на группы вам необходимо выполнить следующую работу:
Руководитель группы предлагает в группу : тему урока, цель урока, предполагаемое задание индивидуальное, в парах или в группу. Ваша задача определить критерии оценивания данной работы. Выполнить её и оценить согласно выбранным критериям.
Далее в группе обсудить , что уже из КО вы применяете, понимаете, а в чём есть ещё затруднения, вопросы, выбрать спикера и озвучить , вернувшись через 15 минут в актовый зал.
(слайд 15)
Слушаем результаты работы групп.
Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процесса к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.
-видеоролик « Притча «Крылья» Ш.Амонашвили
Наверное , сейчас, нам учителям, дают эти крылья, внедряя эту обновлённую программу, по одному крылышку вы сегодня уже получили, поэтому обрастайте крыльями и летайте.
Руководитель группы предлагает в группу : тему урока, цель урока, предполагаемое задание индивидуальное, в парах или в группу. Ваша задача определить критерии оценивания данной работы. Выполнить её и оценить согласно выбранным критериям.
Далее в группе обсудить , что уже из КО вы применяете, понимаете, а в чём есть ещё затруднения, вопросы, (записать на облачках) выбрать спикера и озвучить , вернувшись через 15 минут в актовый зал.
Руководитель группы предлагает в группу : тему урока, цель урока, предполагаемое задание индивидуальное, в парах или в группу. Ваша задача определить критерии оценивания данной работы. Выполнить её и оценить согласно выбранным критериям.
Далее в группе обсудить , что уже из КО вы применяете, понимаете, а в чём есть ещё затруднения, вопросы, (записать на облачках) выбрать спикера и озвучить , вернувшись через 15 минут в актовый зал.
Руководитель группы предлагает в группу : тему урока, цель урока, предполагаемое задание индивидуальное, в парах или в группу. Ваша задача определить критерии оценивания данной работы. Выполнить её и оценить согласно выбранным критериям.
Далее в группе обсудить , что уже из КО вы применяете, понимаете, а в чём есть ещё затруднения, вопросы, (записать на облачках) выбрать спикера и озвучить , вернувшись через 15 минут в актовый зал.
Притча «Крылья»