`$site.phones[0].num_title`
Главная \ Учебная деятельность \ Семинары \ Критериальное оценивание.

Критериальное оценивание.

 

Александрова В.А.

Доброе утро, прочитайте слова на слайде и определите тему сегоднешнего методсовета. (слайд 2)

Тема:   «Критериальное оценивание» ( слайд 3)

Цель: «Оказание теоретической и практической помощи педагогам в овладении современными подходами к системе КО».

 

Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие айти( IT)-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые навыки, развить исследовательские и творческие компетенции. Школьное образование республики находится на этапе нового старта, внедряется поэтапно 12-летнее образование, обновляются стандарты школьного обучения для развития функциональной грамотности. В этом году обучаются по обновлённой общеобразовательной программе 1-3, 5-8 классы- Главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования  к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения Республики в ряды 30 самых развитых стран мира. Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. 

Задание для коллектива.Прошу всех нарисовать домик.

 

Поменяйтесь рисунками в парах- тройках и оцените по традиционной 5 бальной системе .

 

Спросить 4-5 учителей какую оценку поставили и почему.

 

А теперь я вам предлагаю критерии оценивания рисунка, применяя данные критерии прошу ещё раз оценить работы. (слайд 4)

 

Опросить ещё 3-4 учителя , какую оценку поставили и почему.

 

        Термин «критериальное оценивание»( слайд 5 )впервые использован Робертом Юджином Глейзером   (1963) и характеризует процесс, способствующий   определению соответствия между       достигнутым и планируемым уровнями учебных достижений обучающихся. Критериальный подход исключает сравнение и зависимость от достижений других обучающихся, а также направлен на информирование об уровне компетентности каждого обучающегося.

«Оценивание  учебных достижений» - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися  результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь.

Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания передать? суть: информация, которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и умения.

Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопросаL(слайд  6 )

что оценивать?

как оценивать?

с какой целью оценивать работу ученика на уроке?

Неотъемлемой частью содержания образования является система оценивания достижения обучающимися ожидаемых результатов обучения. В обновленной программе образования предусмотрен совершенно иной подход к системе оценивания знаний и умений. И если раньше, учитель оценивал согласно собственных выставленных критериев, то оценивание по – новому предполагает четко выработанную систему критериев.

Сегодня я не буду вам напоминать о том , что оценивание бывает двух видов : суммативным и формативным, вы на сегодня уже все знаете и работаете . а более подробно мы остановимся на критериях оценивания.

Так как, критерии дают понять (слайд   7  ) На какой стадии обучения находится ученик

Куда он стремится в своём обучении Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов.

 

Напомню основные документы, которые регламентируют Ко.(слайд 8 )

ГОСО (начальное, основное среднее, общее среднее)

Учебная программа

Учебный план

Руководство по КО для учителей начальной, основной и общей средней школы.

Сборник заданий по ФО

Методические рекомендации по суммативному оцениванию.

Давайте попытаемся определить положительные и отрицательные признаки системы КО. (выслушиваю мнения из зала, записываю + и – креплю заготовки.

(слайд   9 )

Поскольку были названы довольно серьёзные отрицательные моменты, то отмечаю следующие возможные риски.(слайд 10  )

Формальный подход к разработке необходимых материалов для КО

Недопонимание системы КО со стороны родителей

Издержки адаптационного периода при внедрении КО.

Недостаточная теоретическая подготовка педагогов по основным вопросам КО

Отсутствие должного контроля и поддержки со стороны администрации школы при внедрении КО.

 

Сегодня процесс обучения это процесс трёх тесно связанных субъектов : учителя, ученика, родителей. Давайте определим что же позволяет новая система оценивания каждому их них.

 

 

Учителям (слайд 11 )

Разработать критерии , способствующие получению качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания.

Ученикам (слайд12   )

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата;

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и других;

Критически мыслить.

Родителям (слайд 13 )

Получать доказательства уровня обученности  ребёнка;

Отслеживать прогресс в обучении ребёнка;

Обеспечить ребёнку поддержку в процессе обучения.

 

Как оценивать суммативные работы все знают в сборниках  чётко указан и вид задания и правильный вариант ответа, количество баллов. А как оценивать формативные работы, работу в парах и группах. Для этого каждому учителю необходимо на каждом уроке самому определять критерии оценивания. Как это делать и будет предметом нашего разговора. Нет четких разработок и указаний, поэтому  вашему вниманию предлагаю примерный алгоритм действий. (слайд  14 ).

Как же это происходит на уроках . предлагаю послушать следующих учителей нач классов , как наиболее опытных .

 

Выступление учителей: Бычкова О.М. Дукембаева А.Ш.

 

Следующий этап нашей  работы – практический  и предполагает деление на группы.

Разделившись на группы вам необходимо выполнить следующую работу:

Руководитель группы предлагает в группу : тему урока, цель урока, предполагаемое задание индивидуальное, в парах или в группу. Ваша задача определить критерии оценивания данной работы. Выполнить её и оценить согласно выбранным критериям.

Далее в группе обсудить , что уже из КО вы применяете, понимаете, а в   чём есть ещё затруднения, вопросы, выбрать спикера и озвучить , вернувшись через 15 минут в актовый зал.

(слайд  15)

Слушаем результаты работы групп.

Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процесса  к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.

              -видеоролик « Притча «Крылья» Ш.Амонашвили

Наверное ,  сейчас, нам учителям,  дают эти крылья, внедряя эту обновлённую программу, по одному крылышку вы сегодня уже получили, поэтому обрастайте крыльями и летайте.

 

 

 

Руководитель группы предлагает в группу : тему урока, цель урока, предполагаемое задание индивидуальное, в парах или в группу. Ваша задача определить критерии оценивания данной работы. Выполнить её и оценить согласно выбранным критериям.

Далее в группе обсудить , что уже из КО вы применяете, понимаете, а в   чём есть ещё затруднения, вопросы, (записать на облачках)  выбрать спикера и озвучить , вернувшись через 15 минут в актовый зал.

 

Руководитель группы предлагает в группу : тему урока, цель урока, предполагаемое задание индивидуальное, в парах или в группу. Ваша задача определить критерии оценивания данной работы. Выполнить её и оценить согласно выбранным критериям.

Далее в группе обсудить , что уже из КО вы применяете, понимаете, а в   чём есть ещё затруднения, вопросы, (записать на облачках)  выбрать спикера и озвучить , вернувшись через 15 минут в актовый зал.

 

Руководитель группы предлагает в группу : тему урока, цель урока, предполагаемое задание индивидуальное, в парах или в группу. Ваша задача определить критерии оценивания данной работы. Выполнить её и оценить согласно выбранным критериям.

Далее в группе обсудить , что уже из КО вы применяете, понимаете, а в   чём есть ещё затруднения, вопросы, (записать на облачках)  выбрать спикера и озвучить , вернувшись через 15 минут в актовый зал.

 

Притча «Крылья»

 

 

 

 

 

Методическая копилка

Наши контакты:
Офис:
г. Усть-Каменогорск, улица Усть-Каменогорская, 11