Программа развития менеджмента в учебно-воспитательном процессе.
Капустина Е.А., учитель математики КГУ «Средняя школа №23 им.М.Шаяхметова»
«Образованная деятельность становится важнейшей компонентой для конкурентности, его экономического развития, фактором преодоления отсталости… Образованные, грамотные люди – это основная движущая сила развития человечества в 21 веке.»
(Н. Назарбаев)
Концепция развития образования в республике Казахстан 2015 года ставит своей целью формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. Долгосрочная программа развития образования до 2020 года ставит своей задачей воспитание всесторонне развитого гражданина. Таким образом, современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе.
Одним из направлений долгосрочной программы развития образования до 2020 года, является совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, к ним относятся:
- принцип прозрачностии своевременной информированности на основе результатов постоянного мониторинга;
- наличие надёжного механизма контроля;
- чёткое распределение полномочий;
- использование интересов, возможностей субъектов процесса обучения;
С 2011 года в организациях образования идёт внедрение системы планирования, ориентированного на результат, что потребует от руководителей и педагогов новых навыков управления, переподготовки и повышения квалификации педагогов. Создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех, определяется как задача образования, а целевым индикатором определено внедрение различных форм обучения, в том числе дистанционное обучение, которое требует от учащихся умения учиться. Поэтому выпускник должен овладеть системой общеучебных умений и навыков, которые составляют основу ключевых компетенций школьников, заложенных в новом Государственном общеобязательном стандарте образования РК 2010 года. В связи с поставленными перед образованием задачами меняется и функция учителя. В Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан сказано, что ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог - компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию.
Учитель - личность как целостная динамическое образование, логическим центром и основанием которого является потребностно-мотивационная сфера, составляющая ее социальную и профессиональную позицию.
Концепция высшего педагогического образования РК определяет такие функции учителя как: учитель → исследователь, учитель → лидер, учитель → духовно развитая творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, педагогическим даром, стремлением к новому. Современный учитель – это учитель-тьютор, преподаватель-консультант, создающий образовательную среду, позволяющую учащемуся не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности. При этом, тьютор помогает максимально эффективно использовать разнообразные учебные материалы, Интернет, практический опыт других обучающихся, использует как очные, так и виртуальные формы обучения. Следовательно, миссия учителя на современном этапе обучения - трансформировать систему образования изнутри, а через нее всю зону воздействия образовательной системы. Поэтому от учителя требуются новые подходы к обучению и воспитанию учащихся.
Учитель на уроке должен создавать условия для перевода ученика в позицию субъекта процесса обучения и воспитания через управление его познавательной деятельностью. Данный процесс пойдёт успешно, если ученик овладеет ключевыми компетенциями: самоменеджмента, информационной и коммуникативной, а учитель будет осознавать цель своей деятельности, знать основы педагогического менеджмента и уметь применить их в своей педагогической деятельности.
К компетенциям, обеспечивающим управление, относятся:
1.Мотивационно - целевая
2. Планово- прогностическая
3. Организационно- исполнительская
4. Регулятивно - диагностическая
5. Контрольно- диагностическая
6. Информационно- аналитическая.
Все вместе они создают единое развивающее пространство для всех субъектов процесса обучения.
Основные функции менеджмента в учебно-воспитательном процессе и их реализацию можно представить в следующих таблицах.
Функции менеджмента и их реализация в учебно-воспитательном процессе.
Функции менеджмента |
Реализация функций в учебно-воспитательном процессе |
Условия успешной реализации функций менеджмента |
Результат |
Планирование |
Стратегическое планирование на основе основных нормативных документов (определение целей образования, миссии учителя), координация деятельности субъектов процесса обучения, информационное их обеспечение и определение сроков, промежуточного контроля. |
Знать основные нормативные документы, касающиеся системы образования. Привлечение к планированию субъектов процесса обучения. |
Даёт возможность учителю целенаправленно организовать учебно-воспитательный процесс с наименьшими затратами. |
Организация |
Использование современных педагогических технологий, результатов психолого-педагогических диагностик, учёт имеющихся ресурсов и возможностей (школы, родителей и т.д.), делегирование полномочий органам классного самоуправления, родителям. |
Знать концептуальные основы современных педагогических технологий, условия их внедрения, положительные и отрицательные стороны; уметь отобрать технологию адекватно цели, особенностям учащихся и учителя. |
Создаёт условия для перевода ученика в позицию субъекта процесса обучения, совершенствования профессионализма педагога, повышение качества образования. |
Мотивация |
Инновационные, активные методы обучения, формы контроля и оценки. Создание проблемных ситуаций, ситуации успеха. Реализация межпредметных связей, использование дополнительной литературы и т.д., направление контроля на конечный результат. |
Знать интересы, потребности и возможности учащихся, осуществлять индивидуаль-дифференцированный подход в выборе форм, методов, средств обучения и контроля. Довести до сознания учащихся критерии оценки их результатов. Осуществлять справедливое вознаграждение адекватно результатам. Избегать чрезмерный контроль. |
Обеспечивает перевод ученика в позицию субъекта процесса обучения, создание условий для саморазвития школьников и профессиональный рост педагога. |
Коммуникация |
Выбор стиля общения: авторитарный, демократический, либеральный (Курт Левин) |
Уровень сформированности коллектива, особенности классного коллектива, индивидуальные особенности детей, их потребности и интересы. |
Способствует созданию на уроках творческой (креативной) атмосферы. Интенсивно развивается познавательная мотивация, ориентация на содержание и процесс учебной деятельности. ( при правильном выборе стиля общения).
|
Принятие решений |
Сознательное определение путей разрешения проблемы и организация по практическому разрешению проблемы, ориентация на цели. |
Наметить наиболее эффективный способ разрешения проблем и предотвращение новых на основе информационной оценки, диагностики, разработке альтернатив, при необходимости привлечение к принятию решения субъектов процесса обучения. |
Развитие аналитических, прогностических, рецептивных, рефлексивных умений. |
Контроль |
Выбор форм контроля, выявление причин положительных и отрицательных результатов, составление плана корректировки, выявление эффективных направлений деятельности, предупреждение негативных последствий.
|
Уметь соотнести полученные результаты с планируемыми или стандартами, проанализировать их, увидеть причины полученных результатов, составление плана корректировки. |
Развитие рефлексивного компонента профессионализма педагога, формирует внутреннюю мотивацию учащегося, обеспечивает осознанное участие его в учебной деятельности. |
Функции и деятельность учителя-менеджера учебно-воспитательного процесса.
Функции менеджера |
Деятельность учителя как менеджера УВП |
Профессионально-личностные качества и компоненты субъектности, обеспечивающие реализацию данных функций |
Анализ Целеполагание Прогнозирование Планирование |
- отбор содержания учебного материала и адекватных технологий, форм организации познавательной деятельности учащихся -доведение целей до сознания учащихся путем вовлечения их в процессы целеполагания, прогнозирования и планирования |
достаточно развитый уровень сформированности прогностических, проективных, аналитических, рефлексивных умений, потребность в познании, саморазвитии, ответственность, мотивированность на конечный результат |
Организация Делегирование полномочий Принятие решения Мотивирование Коммуникация |
- использование на уроке современных педагогических технологий, инновационных методов и приемов обучения, позволяющих вовлечь учащихся в познавательную деятельность, формировать у учащихся навыков менеджера - включение всех учащихся в различные формы учебных взаимодействий на уровне их реальных и потенциальных возможностей -создание условий для субъект-субъектного взаимодействия, сотрудничества, свободного общения с целью коллективного выполнения учебной задачи |
коммуникативные, организаторские, психолого-педагогическая грамотность, гибкость, креативность, творческий интеллект, мотивация, потребность в достижении результата, осознание собственной активности и свободы выбора, ответственность, толерантность |
Контроль и коррекция |
-установление качественного уровня учебных знаний и умений, которыми овладели школьники -активизация познавательной деятельности средствами разноуровневых заданий -создание ситуации успеха |
Способность к рефлексии, саморазвитию, самосовершенствованию требовательность, критичность, ответственность за результаты своей деятельности |
Субъектная роль учащегося
Функции менеджера |
Управление учащимся своей познавательной деятельностью |
Субъектные и личностные качества, формирующиеся у учащегося |
Анализ Целеполагание Прогнозирование Планирование |
Принятие и осознание целей своей деятельности, планирование и прогнозирование конечного результата |
Самоорганизованность, адекватность, ответственность, активность |
Организация Делегирование полномочий Принятие решения Мотивирование Коммуникация |
Включается в учебно-познавательную деятельность, решая задачи проблемного характера и противоречия, осваивая навыки учебного труда, овладевая компетенциями самоменеджмента, информационными и коммуникативными |
Понимание и принятие другого, собственной уникальности, умение работать в коллективе, группе, самоорганизация, осознание индивидуальной и групповой ответственности за результаты деятельности |
Контроль и коррекция |
Установление качественного уровня учебных знаний и умений, которыми овладели школьники, активизация мыслительной деятельности |
Осознание собственной уникальности, развитие рефлексии, активность, ответственность за результаты своей деятельности, способность саморазвитию, самосовершенствованию |
Чтобы сформировать у себя качества менеджера, внедрять в практику своей деятельности основы педагогического менеджмента, необходимо:
1. Изучить теоретические аспекты современного педагогического менеджмента.
2. Разработать и реализовать план формирования качеств менеджера
на основе рефлексии своей профессиональной деятельности
Для решения данной задачи, на мой взгляд, эффективны стратегии:
- стратегия личностного и профессионального самосовершенствования, самореализации и самоактуализации;
- стратегия развития субъектной позиции педагога;
- стратегия совершенствования деятельности управленца (менеджера)
Отсюда и вытекают этапы моей деятельности.
- Составление плана реализации стратегии.
- Определение условий, необходимых для реализации данного плана.
- Исполнение плана
- Контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта, оценка эффективности его реализации.
В основу составления плана формирования качеств менеджера положены диагностические исследования, помогающие определить уровень сформированности у меня качеств менеджера и выделить стратегии и цели моего профессионального развития. План составлен на основе результатов диагностики, которая проводилась по методикам вариативного и инвариантного блока. Данные методики позволили выделить уровень сформированности моих личностных и профессиональных качеств, необходимых мне как руководителю.
Важным компонентом в профессиональной деятельности меня как педагога и менеджера образования является мотивация. Только обладающая высокой мотивацией личность будет стремиться к профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию и может добиваться высоких результатов. Основываясь на вышесказанном, я проанализировала свои мотивы деятельности по опроснику ПД Орловой, и выявила, что данное качество находится на достаточно высоком уровне. Это позволяет мне реализовать такой компонент субъектности как сознательная творческая активность.
Для меня очень важно быть частью команды единомышленников, с которыми я вместе выполняю значимое и интересное дело, меня в данной ситуации стимулирует ощущение важности и значимости общего результата труда, ответственность перед коллегами, увлеченность работой.
Мне интересно все новое и необычное; я получаю удовлетворение, выполняя работу, позволяющую раскрыть новые стороны моей личности, приобрести новые навыки и умения. Вместе с тем я испытываю дискомфорт при излишнем внимании, как к позитивным, так и негативным результатам моей деятельности. Поэтому я могу зависеть от чужого мнения.
Результаты диагностики по методике «Проба Кулюткина» и вопроснику УСК свидетельствуют о том, что у меня на среднем уровне развита общая активность. Поэтому над данным качеством мне нужно работать.
Важным показателем развития личности является показатель развития самоактуализации. В структуре самоактуализации можно наблюдать компоненты, показатели которых свидетельствуют о моем стремлении быть активной, самоактуализирующейся личностью и о достаточно высоком уровне сформированности этих качеств у меня. Западающим моментом является аутосимпатия и спонтанность, над повышением которых, мне необходимо работать, так как эти критерии являются неотъемлемой частью творческой, активной, самоактуализирующейся личности. Кроме того, развитие самоактуализации у человека способствует успешности развития методической компетентности.
Уровень социально-психологической компетентности (как качества менеджера) в области процессов общения определялся с помощью теста Томаса «Определение характерной тактики поведения в конфликтных ситуациях» находится на среднем уровне, что также затрудняет мою деятельность как менеджера.
Коммуникативные и организаторские способности по результатам вопросника КОС находятся на уровне выше среднего. Повышая их до высокого уровня, я смогу быстро находить контакт как с коллегами, так и с учениками. Преобладающей тактикой поведения является сотрудничество и компромисс, присутствует приспособление. Поэтому считаю необходимым совершенствовать свои знания и умения строить взаимоотношения с коллегами и с учащимися, что обеспечит формирование у меня качеств менеджера.
Для составления более полной своей характеристики я исследовала уровень эмпатических способностей у себя по методике ГОКК. Полученные результаты свидетельствуют, что они находятся на уровне выше среднего. Особенно у меня развиты эмоциональный канал эмпатии и проникающая способность, в которых реализуется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, сочувствовать. Я могу понять внутренний мир окружающих, прогнозировать их поведение и эффективно взаимодействовать с ними. Это позволит мне реализовать организаторские качества менеджера, а именно умение распределять функции в коллективе учащихся, планировать работу, находить психологический контакт с учащимися, осуществлять избирательный подход к субъектам процесса обучения.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное средство человека, позволяющее создать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Данные качества личности помогут мне в становлении как руководителя, как менеджера.
Важную информацию в области развития компетенций нам дает методика «Профиль педагога» Паньшиной Т.В. Уровень рефлексивного, социально-психологического компонентов находятся на среднем уровне, поэтому могут быть предметом совершенствования.
Таким образом, диагностика моего профессионального и личностного роста показывает, что все показатели колеблются в пределах средних и высоких значений.
Исходя из данных диагностики, к проблемному полю может быть отнесено развитие рефлексивного компонента, но на уровне выше среднего находятся мотивационный, содержательный и методический компоненты, что может обеспечить мне реализацию функции менеджера: организация, делегирование полномочий, принятие решения, мотивирование, коммуникация. необходимо больше уделять внимания выстраиванию педагогически целесообразного общения с коллегами, знанию своих индивидуальных особенностей и особенностей учащихся и их родителей. Мне необходимо продолжить формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, собственной системы взаимодействия с учащимися и педагогами, с целью реализации субъектных отношений и развития учащихся и учителей как субъектов образовательного процесса.
Профессионально-личностные качества, требующие совершенства |
Качества менеджера |
Формы и методы совершенствования |
Индикаторы |
сроки |
Общая и творческая активность |
Организаторские способности |
Изучение социально-психологических особенностей участников образовательного процесса, участие в тренингах, составление и реализация программы, ОЭР, организация досуга членов коллектива
|
Качество организации УВП |
В течение года |
Стратегии поведения |
коммуникативность |
Участие в НПК, конкурсах, в диспутах, общественной жизни школы, защита проектов в рамках исследовательской деятельности учителя и учащегося |
Отсутствие конфликтов, установление деловых связей, контактов, информационный обмен |
По плану работы школы |
Социально-психологический компонент |
Организация, планирование, контроль, принятия решения, коммуникативность |
Изучение литературы, особенностей классного коллектива учащихся и своих особенностей |
Эффективность организации учебного процесса, качество урока, удовлетворение результатами деятельности |
В течение года |
Стремление к физическому самосовершенствованию |
здоровье |
Посещение спортивных секций, ЗОЖ. |
Уравновешенность, хорошее настроение, работоспособность, низкая утомляемость |
В течение года регулярно |
Рефлексивный |
Критичность, самокритичность, организация, реализм, контроль и принятие решения |
Организация и ведение мониторинга результативности своей деятельности |
Рост профессионализма и качества обучения учащихся |
В течение года |
Используемая литература
- Адильгазинов Г.З. Организация управления педагогическим процессом в малокомплектной школе. – Усть-Каменогорск, 2007 – 286 с
- Государственный общеобразовательный стандарт образования РК 2010 года
- Жайтапова А.А. Профессиональный рост учителей в системе повышения квалификации. – Алматы, 2006
- Карапетова Г.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательных учреждений. М.: Российская международная академия туризма, 2000, - 26 с.
- Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М: Флинта, 1996
- Носков И.А., Баймолдаев Т.М. Педагогический менеджмент и управление развитием образования. – Алматы, 2008
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан 2011-2020г.