Все профессии нужны! Все профессии важны!
Разработали: учителя КГУ «Средняя школа №23 им.М.Шаяхметова»
акимата города Усть-Каменогорска
Тесленко Наталья Валерьевна, классный руководитель 6 Г класса
Капустина Елена Александровна, классный руководитель 6А класса
Данный классный час посвящен профессиональному самоопределению и рассчитан на учащихся 6-х классов. Длительное время работая в школе мы наблюдаем за сложностью выбора профессии учащимися выпускных классов. Очень часто у подростков выбор работы, профессии не связан с их способностями и интересами, а с высокими доходами, доступностью или «за компанию». Задача классного часа – привлечь внимание детей к проблеме правильного выбора профессии.
Цель: ознакомление с рабочими профессиями, с потребностями личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
Задачи:
- Дать детям представление об основах выбора профессии;
- Способствовать расширению знаний о различных профессиях;
- Создать условия для формирования позитивной оценки рабочих специальностей.
Методы: интерактивная беседа, исследование, проблемно-поисковый, метод обратного дизайна.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ресурсы: презентация, бумажные салфетки (5 цветов по количеству детей в классе), листы формата А4 – 5 штук; маркеры или фломастеры; приложения (1- интервью с родителями; 2- для оформления кабинета; 3- «Кто ты будешь такой?»; 4 –«Я тебя знаю!»); предметы для игры-исследования- ученическая тетрадь, варежки, яблоко, чайная чашка, отвертка (могут быть любыми, по желанию учителя)
Подготовительная работа:
- Предложить детям провести интервью с родителями (приложение 1), обработать данные для использования в ходе классного часа
- Подготовить одного ученика для выразительного чтения стихотворения В.Пахомова «Профессии»
План классного часа:
- Интерактивная беседа, деление на группы
- Игра «Это сделал…»
- Фронтальная работа «Самые востребованные профессии»
- Мини-исследование «Кто ты будешь такой?»
- Работа в группах «Я тебя знаю!»
- Рефлексия (подведение итогов
Ход классного часа:
- Интерактивная беседа, деление на группы.
Деление на группы: при входе в класс ребята выбирают салфетку и рассаживаются в группы, объединенные одним цветом.
Слайд №1
- Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о выборе профессии. Впереди у вас еще несколько лет обучения в школе. Как вы считаете, нужно ли уже сейчас задуматься о том, кем вы хотите стать?
- Кто из вас уже определился с профессией? Кто еще в процессе? Кто никогда не думал о том, кем стать в будущем?
- Одна из самых распространенных ошибок выпускников при выборе профессии – «Пойду за компанию с другом!». Правильно ли это? Давайте попробуем найти ответ.
Слайд №2
- Внимательно прочитайте задания на слайде, выполните все действия. Главное условие: в классе полная тишина. Нельзя задавать вопросы ни мне, ни своим одноклассникам.
- Возьмите свою салфетку
- Сложите ее пополам
- Теперь сложите ее треугольником
- Оторвите один уголок салфетки
- Разверните салфетку
- Покажите свои салфетки. Несмотря на то, что вы выполняли одинаковые команды, ваши салфетки получились разные. О чем это говорит?
- Правильно! Несмотря на общие требования вы каждый принимали решение самостоятельно.
- Каждый из вас уникален. Поэтому и выбор профессии должен быть только вашим. А как правильно выбрать профессию? Вы провели интервью со своими родителями (приложение 1). Результаты опроса на следующем слайде.
Слайд 3
Приняли участие – 28 родителей
Работают по выбранной профессии – 12
Работают в другой сфере – 16
Причины:
- Не смогли устроиться по профессии
- Не нравится выбранная профессия
- Мало платят
- Не позволяет здоровье
- Как видите, многие взрослые не работают по той профессии, которую выбирали. С чем это связано? Что нужно сделать, чтобы ваша профессия стала не только источником дохода, но и приносила удовольствие?
Слайд 4
- У французов есть такие мудрые слова - «Выбирать профессию надо также, как выбираем перчатку, чтобы не жала и не слетала». И мы сегодня попробуем примерить такие перчатки.
- Психологи советуют выбор профессии ограничить формулой «ХОЧУ – МОГУ – НАДО».
Слайд 5
- МОГУ – вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических
- НАДО – эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда
- Я предлагаю вам начать с формулы «НАДО». Как узнать какая профессия самая востребованная? Сейчас много различной информации, и зачастую она противоречива. Как сделать правильный выбор? Давайте проведем исследование сами.
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Это сделал…». Каждая команда получает предмет. Ваша задача: составить список профессий, чей труд вложен в создание этого предмета. Постарайтесь учитывать всё – от добычи сырья, до того момента как предмет попал к вам на парту.
Слад №6
Предметы: ученическая тетрадь, варежки, яблоко, чайная чашка, отвертка.
На данном этапе работы учителю необходимо помочь работе группам. Подсказать с чего начинать, проследить за активностью обсуждения, исправить ошибки.
Время работы – 5 минут.
Команды вывешивают свои списки профессий на доску.
- Фронтальная работа «Самые востребованные профессии»
- А теперь давайте выделим те профессии, которые наиболее часто встречаются во всех списках.
Вместе с детьми выбрать и подчеркнуть наиболее часто озвученные профессии. Здесь необходимо акцентировать внимание ребят на рабочие профессии.
- В производстве любого предмета нужны строители, которые построят здания для работы, нужны электрики и сантехники для обеспечения коммуникаций, необходимы водители, которые доставят любые грузы в нужную точку. Рабочие профессии всегда были самыми необходимыми, а значит и самыми востребованными.
- Мини-исследование «Кто ты будешь такой?»
- Но ведь и рабочих профессий очень много. Они все разные. Работа озеленителя подойдет не каждому человеку. Не каждый сможет стать монтажником-высотником. Как быть? Я предлагаю вам начать с познания своего «профессионального типа». На столах у каждого лист с небольшим тестом (приложение 3). Правила очень просты – нужно из двух предложенных профессий выбрать ту, которая вам нравится больше.
Слайд №7
Объяснить детям с помощью картинки на слайде правильность прохождения теста.
Время работы – 2 минуты.
-Конечно, среди нас встречаются и смешанные типы и те, кто «на всё горазд». Поэтому я предлагаю вам список тестов, пройдя которые вы сможете наиболее точно определить профессию по душе.
- Работа в группах «Я тебя знаю!»
- Вы определили свой профессиональный тип. Решили формулу «МОГУ». Что дальше? Как выбрать профессию, чтобы она была в радость? Мы любим то, что хорошо знаем. К сожалению, ребята плохо представляют себе содержание многих профессий. Но мы постараемся сейчас расширить наши знания о мире профессий. И раз уж мы остановились сегодня на том, что рабочие профессии самые востребованные, то и продолжим их изучение.
Слайд № 8
Выступление ученика со стихотворением В.Пахомова
Он формовщик,
Он шлифовщик,
Штукатур и облицовщик,
Токарь,
Каменщик,
Столяр,
Слесарь,
Стропальщик,
Маляр,
Он шахтёр
И водолаз,
И монтажник-верхолаз.
Кто же он?
Скажи короче.
Ну, конечно же, –
Рабочий!
Организуется работа в группах (приложение 4)– время обсуждения 5 минут.
- Все ли названные профессии вам знакомы? Узнали что-то новое от своих одноклассников?
- Теперь я предлагаю вам еще раз пройтись по стихотворению и изучить работу некоторых профессий.
Слайды №9-18
Работа со слайдами.
- Рефлексия (подведение итогов)
- Наш классный час подходит к концу. Как вы считаете, ребята, нужно ли уже сейчас задумываться над выбором профессии?
- А сейчас я предлагаю вам немного поразмышлять.
Слайд №19
Стратегия «Пятиминутное эссе».
- Над чем хочется задуматься? Я вам предлагаю написать пятиминутное эссе. Попробуйте применить формулу «ХОЧУ-МОГУ-НАДО» для себя.
Время выполнения работы – 5 минут
Слайд №20
- Закончить наш классный час я хочу словами Н.К Крупской. «Когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу, повышать без утомления напряженность труда». Каждому из вас я желаю найти ту профессию, которая будет радовать вас всю жизнь.