`$site.phones[0].num_title`
Главная \ Учебная деятельность \ Методические разработки \ Инструктивные карты по познанию мира для 4 класса

Инструктивные карты по познанию мира для 4 класса

КГУ «Средняя школа №23 им. М. Шаяхметова»
акимата г. Усть-Каменогорска

 

Инструктивные карты и рабочие листы
к практическим работам
по познанию мира для 4 класса

 

Авторы:
Александрова В.А.
Корнеева Н.В.
Куропаткина О.Ю.
Простякова И.В.

 

 

г. Усть-Каменогорск, 2017 г

  • Инструктивная карта.

    Тема: Определение сторон горизонта с помощью компаса

    Цель: определить местоположение предметов относительно сторон горизонта с помощью компаса

    Оборудование: компас

    Подготовка к работе.

    1. Вспомни устройство компаса  и правила работы с компасом

    2. Назови стороны горизонта

    Ход работы.

    1. Сориентируй компас (найди север)
    2. Назови 3  предмета, находящиеся на севере. Запиши
    3. Определи местоположение предметов (по усмотрению учителя). Запиши

    4. Сделай вывод согласно цели работы.

    Рабочий лист.

    Практическая работа № 1

    Тема: Определение сторон горизонта с помощью компаса

    Цель: определить местоположение предметов относительно сторон горизонта с помощью компаса

    2. На севере находятся:________________________________________________________

    3. Предмет 1 находится ___________________________________

        Предмет 2 находится ___________________________________

        Предмет 3 находится ___________________________________

    Вывод:_____________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Тема: Работа с использованием физической карты Казахстана

    *данную тему предлагаем в трех вариантах в зависимости от уровня подготовки класса и формы организации урока

    Инструктивная карта.

    Тема: Протяжённость территории РК с севера на юг, с запада на восток.

    Цель: определить протяженность территории РК с севера на юг и с запада на восток, используя масштаб.

    Оборудование: учебник, линейка, калькулятор.

    Подготовка к работе.

     Повтори понятия: масштаб, территория, стороны горизонта, крайняя точка.

    Ход работы.

    1. Открой первый форзац учебника.

    2. Определи стороны горизонта на физической карте.

    3. Найди крайние точки территории РК на севере, на юге, на западе, на востоке. Обозначь их точками.

    4. Соедини прямой линией северную и южную, западную и восточную крайние точки.

    5. Измерь длину получившихся отрезков. Запиши данные измерения в тетрадь.

    6. Используя масштаб, вычисли протяженность территории с севера на юг и с запада на восток по формуле (используя калькулятор)

    ПТ=ДОМ, где

    ПТ - протяженность территории

    ДО-длина отрезка

    М- масштаб карты.

    Запиши данные вычислений в тетрадь.

    7. Прочитай цель работы. Сделай вывод.

    Рабочий лист.

     Тема: Протяжённость территории РК с севера на юг, с запада на восток.

    Цель: Определить протяженность территории РК с севера на юг и с запада на восток, используя масштаб.

    Заполни таблицу:

    Направление измерений

    Длина отрезка (ДО) на карте.

    Вычисления по формуле  ПТ=ДОМ

    Протяженность территории РК

    С-Ю

     

     

     

    З-В

     

     

     

    Вывод: _____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Инструктивная карта.

    Тема: Реки и озера РК.

    Цель: определить размещение рек и озер на территории РК, и нанести их на контурную карту.

    Оборудование: атлас, контурная карта.

    Подготовка к работе.

    1. Повтори понятия: река, озеро.

    2. Повтори части реки.

    3. Повтори правила работы с контурной картой.

    Ход работы.

    1. Нанеси на контурную карту границу РК и пограничные государства.

    2. Найди на физической карте крупные озера Казахстана, прочитай их название, определи их местоположение.

    3. Нанеси на контурную карту названия крупных озер РК (в соответствии с правилами работы в контурной карте).

    4. Найди крупные реки РК на физической карте, прочитай их названия, определи местоположение истока и устья реки.

    5. Нанеси на контурную карту названия крупных рек РК (в соответствии с правилами работы в контурной карте).

    6. Сделай вывод.

    Рабочий лист

    Тема: Реки и озера РК.

    Цель: определить размещение рек и озер на территории РК, и нанести их на контурную карту.

    Дополни предложения:

    Крупные реки РК: ___________________________________________________________.

    В Каспийское море впадают: __________________________________________________.

    В Аральское море впадает: ____________________________________________________.

    В озеро Балхаш впадает: ______________________________________________________.

    В Северный Ледовитый океан несет свои воды ___________________________________.

    Каспийское море располагается в ______________________________ части РК.

    Аральское море располагается в _______________________________ части РК.

    Озеро Балхаш располагается в _________________________________части РК.

    Озеро Зайсан располагается в _________________________________ части РК.

    Вывод: _____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Инструктивная карта.

    Тема: Полезные ископаемые Казахстана.

    Цель: изучив особенности размещения полезных ископаемых по физической карте РК, нанести их крупные месторождения на контурную карту.

    Оборудование: атлас, контурная карта.

    Подготовка к работе.

    1. Повтори понятия: месторождение, полезные ископаемые.

    2. Повтори виды полезных ископаемых, условные знаки полезных ископаемых.

    3. Повтори правила работы с контурной картой.

    Ход работы.

    1. На контурной карте нанесите границы Казахстана и пограничные государства.

    2. В легенде карты найдите условные обозначения полезных ископаемых: нефть, газ, каменный уголь, поваренная соль, фосфориты, полиметаллические руды, медные руды, железные руды; занеси их в легенду контурной карты.

    3. Найдите на карте местоположение крупных месторождений нефти и газа.

    4. Нанеси месторождения нефти и газа на контурную карту согласно правилам.

    5. Используя задания пунктов 3,4, нанеси месторождения: каменного угля, поваренной соли, фосфоритов, полиметаллической руды, медной руды, железной руды.

    6. Сделай вывод о разнообразии и размещении крупных месторождений полезных ископаемых.

    Рабочий лист.

    Тема:  Полезные ископаемые Казахстана.

    Цель: изучив особенности размещения полезных ископаемых по физической карте РК, нанести их крупные месторождения на контурную карту.

         Дополни предложения:

    1. Самым крупным месторождение каменного угля в Казахстане является _________________________________________________________________

    Они располагаются в __________________части РК.

    2. Самым крупным месторождением нефти и газа в Казахстане является _________________________________________________________________

    Они располагаются в __________________части РК.

    3. Самым крупным месторождением поваренной соли в Казахстане является ________________________________________________________________

    Они располагаются в __________________части РК.

    4. Самым крупным месторождением фосфоритов в Казахстане является ________________________________________________________________

    Они располагаются в __________________части РК.

    5. Самым крупным месторождением  полиметаллических руд в Казахстане является _________________________________________________________________

    Они располагаются в __________________части РК.

    6. Самым крупным месторождением железных руд в Казахстане является _________________________________________________________________

    Они располагаются в __________________части РК.

    7. Самым крупным месторождением медных руд в Казахстане является _________________________________________________________________

    Они располагаются в __________________части РК.

     Вывод: _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Инструктивная карта.

    Тема: Описание погоды за месяц.

    Цель: определить зависимость изменения погоды от направления ветра.

    Оборудование: календарь погоды.

    Подготовка к работе.

    Повтори понятия: ветер, погода.

    Ход работы.

    1. Открой календарь погоды, запиши название наблюдаемого месяца.

    2. Пользуясь данными календаря погоды, определи:

                           а) количество солнечных, пасмурных дней;

                           б) количество дней с плюсовой температурой воздуха, с минусовой температурой воздуха;

                            в) количество дней с осадками, ветрами. 

    Запиши данные в таблицу.

    3. Определи дни с наибольшей и наименьшей температурой воздуха. Запиши данные в таблицу.

    4. По календарю погоды определи, какие погодные явления предшествовали появлению осадков, повышению и понижению температуры.

    5. Сделай вывод согласно цели.

    Рабочий лист.

    Практическая работа № 3

    Тема: Описание погоды за месяц.

    Цель: Определить зависимость изменения погоды от направления ветра.

    Заполни таблицу:

    Состояние атмосферы

    Количество дней

    Показания термометра

    1

    Солнечных дней

     

     

    2

    Пасмурных дней

     

     

    3

    «+» температура

     

     

    4

    « - » температура

     

     

    5

    Наибольшая температура

     

     

    6

    Наименьшая температура

     

     

    7

    Ветер

     

     

    8

    Осадки

     

     

    Вывод: _____________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Инструктивная карта.

    Тема: Формы рельефа Казахстана. Горы.
    Цель: изучив формы поверхности Казахстана на географической карте, нанести на контурную карту высокие горы.
    Оборудование: атлас, контурная карта, цветные карандаши.

    Подготовка к работе.

    1. Повторить понятия: формы поверхности суши, горы, горные хребты, группы гор.

    2. Повтори условные обозначения форм рельефа на физической карте.

    3. Повтори правила работы с контурной картой.

    Ход работы.

    1. Открой атлас на странице с изображением физической карты Казахстана (или форзац учебника).

    2. Нанеси на контурную карту границы РК и пограничные государства.

    3. Найди на физической карте горы Алтай и соорентируй их по отношению к другим объектам (морям, озёрам, рекам, городам, границе).

    4. Определи местоположение гор в контурной карте, обозначь границы гор контурной линией.

    5. Нанеси штриховку соответствующим цветом.

    6. Подпиши в соответствии с правилами работы в контурной карте.

    7. Используя задания пунктов 3,4,5,6, нанеси в контурную карту горы Тянь-Шань и Джунгарский Алатау.

    8. Ответь на вопросы:

    - Какие высокие горы ты нанес на контурную карту?

    - Как ты определил, что они высокие?

    - В какой части Казахстана они находятся?

    9. Сделай вывод согласно цели работы.

    Рабочий лист.

    Практическая работа № 4

    Тема: Формы рельефа Казахстана.

    Цель: изучив формы поверхности Казахстана на географической карте, нанести на контурную карту высокие горы.

    Высокие горы Казахстана ______________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    Горы высокие, потому что _____________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    Они находятся _______________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вывод:_____________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

  • Инструктивная карта.

    Тема: Глобус – модель Земли

    Цель: доказать, что глобус – модель Земли

    Оборудование: глобус

    Ход работы.

    1. Рассмотри глобус и его устройство. Проведи  на схеме рабочего листа воображаемую ось, красным цветом обозначь Южный полюс, синим цветом – Северный полюс
    2. Найди  на глобусе и перечисли материки. Запиши
    3. Найди  на глобусе и перечисли океаны. Запиши
    4. Закончи предложения.

    5. Сделай вывод согласно цели работы.

    Рабочий лист.

    Практическая работа № 5

    Тема: Глобус – модель Земли

    Цель: доказать, что глобус – модель Земли

    1.

    Screen_20181212_164201  

    2. Материки:__________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    3. Океаны:________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    4. Какие материки пересекает экватор? _________________________________________

    5. Какие океаны омывают Евразию?_____________________________________________

    6. Какой океан располагается в одном полушарии?_______________________________

    Вывод:_____________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Методическая копилка

Наши контакты:
Офис:
г. Усть-Каменогорск, улица Усть-Каменогорская, 11