`$site.phones[0].num_title`
Главная \ Воспитательная деятельность \ Классные часы \ Классный час "Я - выбираю, Мы - выбираем"

Классный час "Я - выбираю, Мы - выбираем"

Тема: «Я – отвечаю, ты – отвечаешь.»                Дата  24.10.18

Цель: рассмотреть содержание понятия «ответственность».

Задачи:

  • способствовать развитие у учащихся чувства ответственности;
  • содействовать формированию у детей анализировать свои поступки и черты характера,               прогнозировать последствия своих действий;
  • убедить учащихся  в том,  что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

Ход мероприятия

Оргмомент

Начинаем классный час.

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать.

Разминка

Игра «Паровозик». Условия проведения:

Все участники строятся у доски по командам в затылок друг другу. Руки кладут на плечи  впередистоящего соседа. Глазки открыты только у водящего, а у остальных закрыты. Водящий ведёт свой паровозик  по классу и рассаживает по местам. Вы должны чётко выполнять его команды. Глазки можете открыть только когда сядете на своё место.

Молодцы. Все паровозики добрались до места назначения.

Обсуждение игры:

  • Как вы чувствовали себя в этих ролях?
  • Кто, на ваш взгляд, нёс большую ответственность в этой игре?
  • Почему вы так считаете? Докажите.

Обсуждение слов:

Ваш выбор – выбор,  который вы делаете сами и за который несёте ответственность.

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?
  • Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа, опираясь на игру и слова.

Работа с толковыми словарями – практическая работа в группах.

Тема: «Поговорим об ответственности» 

  • Что значит быть ответственным?
  • Найдите в толковых словарях определение, что такое вообще «ответственность»?

Устные ответы – зачитывание определений из словарей разных авторов
Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.
Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.
Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.

Коллективное обсуждение ситуаций.

Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

1 ситуация

Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

  • Кто поступает ответственно?
  • Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
  • Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.

2 ситуация

Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит        уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.

Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

  • Кого можно назвать ответственным? Почему?
  • Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
  • Кого из них можно назвать самостоятельным?
  • Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?
  • Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…

(рассказы детей)

  • Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?

Соотнесите это чувство с цветом. Покажите листок.

  • Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

Вывод:

  • Проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.
  • Какие чувства вы испытывали, когда поступали  безответственно?
  • Соотнесите эти чувства с цветом? Покажите листки.
  • А какой вывод можно сделать о безответственности?

Вывод:

  • Когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.

3 ситуация

Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

Как ответит самостоятельный ученик?

А) Я не приготовил его с вечера.

Б) Мама не положила его мне в сумку.

Вывод:

Самостоятельный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого человека. Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

  • А какие обязанности у родителей?
  • Перед кем они ответственны?
  • Если вы не знаете, как поступить, то,  что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

Минута отдыха.

Игра «Могу и делаю».

Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте и делаете шаг вперёд,  а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.

  • Вы сами всегда одеваетесь;
  • Часто сваливаете свою вину на других;
  • Сами наводите порядок в своей комнате;
  • Вначале закончите работу, а потом играете;
  • Сами всегда собираете портфель;
  • Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;
  • Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;
  • Сначала думаете, а потом делаете;
  • Сначала делаете, а потом думаете.

Молодцы! Все справились с заданиями, значит,  отнеслись к игре ответственно.

Виды ответственности. Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:

  • Личная, ответственность перед собой (Я);
  • Ответственность перед другими (Другие);
  • Ответственность к делу (Школа).

Я вам сейчас предлагаю посмотреть мультфильм и рассудить кто из героев был ответственным, а кто совершал безответственные поступки.

Просмотр мультфильма «Антошка»

Беседа о мультфильме, об ответственности и безответственности.

  • Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме с помощью пословиц.

Вывод:

  • Делай всё как можно лучше. Каждый день.
  • Думай, прежде чем сказать.
  • Думай, прежде чем решать.
  • Кончил дело, гуляй смело.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Не лежи на печи, если  хочешь  есть калачи.

Ответственность в школе.

Что можно сказать о мальчике? Какой (3 мин.)

Я ЗА ВСЕХ В ОТВЕТЕ

М. Скребцова

Мне пошел седьмой годок,

Я теперь за всех в ответе.

В голове уже не ветер,

В ней полным-полно забот:

Повозиться с братом Сашей,

Чтоб не плакал, не кричал,

Деду сделать простоквашу,

В ванной старый кран сменить

И сестренке младшей Ире

Чтоб на внуков не ворчал.

Вымыть пол во всей квартире,

Куклу Барби починить.

Вырос я, мне не до скуки,

До всего доходят руки.

Я без дела не сижу,

Я семье своей служу.

Не умею я лениться –

Целый день могу трудиться.

Даже в школу не хожу –

Времени не нахожу.

Скромный я, не жду награды,

Но родители не рады.

Что-то взрослых не пойму,

Объясните, почему!?

б) Самооценка и взаимооценка (работа в парах) в тетрадях для классных часов.

Сейчас вы будете работать индивидуально  и в парах. С помощью шкалы оцените себя, насколько ответственно вы поступаете в школе. (Отметьте крестиком)

  • Ответственно.
  • Не всегда ответственно. (Есть и то, и другое)
  • Безответственно.

А теперь пусть вашу ответственность оценит ваш сосед по парте  галочкой на шкале.

А я после урока посмотрю и отмечу свое мнение на ваших листочках и верну их вам.

9. Коллективное обсуждение. Работа в группах.

«Какие качества характера свойственны ответственному человеку? »

(Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности.

А тогда какие приводят к безответственности? Коллективно называем.

Определите эти качества у героев сказок.

Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Ответ: из-за непослушания.)

Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел ? (Ответ: зависть к красоте и молодости Ивана.)

Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка» ? (Ответ: болтливость.)

Что погубило раджу - героя мультфильма «Золотая антилопа»? (Ответ: жадность, жажда наживы.)

Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Какое чувство заставляло старика ходить к синему морю и просить милости у золотой рыбки?(страх, слабохарактерность)

(Каждая команда получает карточку с  вопросом  для обсуждения)

10. Анкета. Самооценка (в тетради для кл часов).

Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе  поручили оформить поздравительную открытку:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты  сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты  видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты  нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

  • Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же  и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.
  • Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
  • Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

12. Рефлексия  

  • Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
  • Чем вам было полезно это занятие?
  • А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?

Кл. руководитель Александрова В.А.

1 ситуация – Тебе  поручили оформить поздравительную открытку:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты  сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты  видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты  нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

1 ситуация – Тебе поручили оформить поздравительную открытку:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты  сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты  видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

1 ситуация – Тебе  поручили оформить поздравительную открытку:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты  сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты  видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты  нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

 

Отчего братец Иванушка стал козленочком?

Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел ?

Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка» ?

Что погубило раджу— героя мультфильма «Золотая антилопа» ?

Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Какое чувство заставляло старика ходить к синему морю и просить милости у золотой рыбки?

Обсудите, какие качества характера свойственны ответственному человеку? Выберите самые главные 2 на ваш взгляд и запишите их на листочек.

Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности.

Обсудите, какие качества характера свойственны ответственному человеку? Выберите самые главные 2 на ваш взгляд и запишите их на листочек.

Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности

Обсудите, какие качества характера свойственны ответственному человеку? Выберите самые главные 2 на ваш взгляд и запишите их на листочек.

Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности

Обсудите, какие качества характера свойственны ответственному человеку? Выберите самые главные 2 на ваш взгляд и запишите их на листочек.

Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности

Обсудите, какие качества характера свойственны ответственному человеку? Выберите самые главные 2 на ваш взгляд и запишите их на листочек.

Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности

Я ЗА ВСЕХ В ОТВЕТЕ

М. Скребцова

Мне пошел седьмой годок,

Я теперь за всех в ответе.

В голове уже не ветер,

В ней полным-полно забот:

Повозиться с братом Сашей,

Чтоб не плакал, не кричал,

Деду сделать простоквашу,

В ванной старый кран сменить

И сестренке младшей Ире

Чтоб на внуков не ворчал.

Вымыть пол во всей квартире,

Куклу Барби починить.

Вырос я, мне не до скуки,

До всего доходят руки.

Я без дела не сижу,

Я семье своей служу.

Не умею я лениться –

Целый день могу трудиться.

Даже в школу не хожу –

Времени не нахожу.

Скромный я, не жду награды,

Но родители не рады.

Что-то взрослых не пойму,

Объясните, почему!?

Методическая копилка

Наши контакты:
Офис:
г. Усть-Каменогорск, улица Усть-Каменогорская, 11