Тема: «Я – отвечаю, ты – отвечаешь.» Дата 24.10.18
Цель: рассмотреть содержание понятия «ответственность».
Задачи:
- способствовать развитие у учащихся чувства ответственности;
- содействовать формированию у детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
- убедить учащихся в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
Ход мероприятия
Оргмомент
Начинаем классный час.
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.
Разминка
Игра «Паровозик». Условия проведения:
Все участники строятся у доски по командам в затылок друг другу. Руки кладут на плечи впередистоящего соседа. Глазки открыты только у водящего, а у остальных закрыты. Водящий ведёт свой паровозик по классу и рассаживает по местам. Вы должны чётко выполнять его команды. Глазки можете открыть только когда сядете на своё место.
Молодцы. Все паровозики добрались до места назначения.
Обсуждение игры:
- Как вы чувствовали себя в этих ролях?
- Кто, на ваш взгляд, нёс большую ответственность в этой игре?
- Почему вы так считаете? Докажите.
Обсуждение слов:
Ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и за который несёте ответственность.
- Как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?
- Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа, опираясь на игру и слова.
Работа с толковыми словарями – практическая работа в группах.
Тема: «Поговорим об ответственности»
- Что значит быть ответственным?
- Найдите в толковых словарях определение, что такое вообще «ответственность»?
Устные ответы – зачитывание определений из словарей разных авторов
Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.
Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.
Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.
Коллективное обсуждение ситуаций.
Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
1 ситуация
Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.
- Кто поступает ответственно?
- Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
- Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
2 ситуация
Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.
- Кого можно назвать ответственным? Почему?
- Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
- Кого из них можно назвать самостоятельным?
- Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?
- Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…
(рассказы детей)
- Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?
Соотнесите это чувство с цветом. Покажите листок.
- Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?
Вывод:
- Проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.
- Какие чувства вы испытывали, когда поступали безответственно?
- Соотнесите эти чувства с цветом? Покажите листки.
- А какой вывод можно сделать о безответственности?
Вывод:
- Когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.
3 ситуация
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
Вывод:
Самостоятельный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого человека. Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
- А какие обязанности у родителей?
- Перед кем они ответственны?
- Если вы не знаете, как поступить, то, что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?
Минута отдыха.
Игра «Могу и делаю».
Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте и делаете шаг вперёд, а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.
- Вы сами всегда одеваетесь;
- Часто сваливаете свою вину на других;
- Сами наводите порядок в своей комнате;
- Вначале закончите работу, а потом играете;
- Сами всегда собираете портфель;
- Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;
- Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;
- Сначала думаете, а потом делаете;
- Сначала делаете, а потом думаете.
Молодцы! Все справились с заданиями, значит, отнеслись к игре ответственно.
Виды ответственности. Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:
- Личная, ответственность перед собой (Я);
- Ответственность перед другими (Другие);
- Ответственность к делу (Школа).
Я вам сейчас предлагаю посмотреть мультфильм и рассудить кто из героев был ответственным, а кто совершал безответственные поступки.
Просмотр мультфильма «Антошка»
Беседа о мультфильме, об ответственности и безответственности.
- Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме с помощью пословиц.
Вывод:
- Делай всё как можно лучше. Каждый день.
- Думай, прежде чем сказать.
- Думай, прежде чем решать.
- Кончил дело, гуляй смело.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Не лежи на печи, если хочешь есть калачи.
Ответственность в школе.
Что можно сказать о мальчике? Какой (3 мин.)
Я ЗА ВСЕХ В ОТВЕТЕ
М. Скребцова
Мне пошел седьмой годок,
Я теперь за всех в ответе.
В голове уже не ветер,
В ней полным-полно забот:
Повозиться с братом Сашей,
Чтоб не плакал, не кричал,
Деду сделать простоквашу,
В ванной старый кран сменить
И сестренке младшей Ире
Чтоб на внуков не ворчал.
Вымыть пол во всей квартире,
Куклу Барби починить.
Вырос я, мне не до скуки,
До всего доходят руки.
Я без дела не сижу,
Я семье своей служу.
Не умею я лениться –
Целый день могу трудиться.
Даже в школу не хожу –
Времени не нахожу.
Скромный я, не жду награды,
Но родители не рады.
Что-то взрослых не пойму,
Объясните, почему!?
б) Самооценка и взаимооценка (работа в парах) в тетрадях для классных часов.
Сейчас вы будете работать индивидуально и в парах. С помощью шкалы оцените себя, насколько ответственно вы поступаете в школе. (Отметьте крестиком)
- Ответственно.
- Не всегда ответственно. (Есть и то, и другое)
- Безответственно.
А теперь пусть вашу ответственность оценит ваш сосед по парте галочкой на шкале.
А я после урока посмотрю и отмечу свое мнение на ваших листочках и верну их вам.
9. Коллективное обсуждение. Работа в группах.
«Какие качества характера свойственны ответственному человеку? »
(Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности.
А тогда какие приводят к безответственности? Коллективно называем.
Определите эти качества у героев сказок.
Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Ответ: из-за непослушания.)
Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел ? (Ответ: зависть к красоте и молодости Ивана.)
Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка» ? (Ответ: болтливость.)
Что погубило раджу - героя мультфильма «Золотая антилопа»? (Ответ: жадность, жажда наживы.)
Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Какое чувство заставляло старика ходить к синему морю и просить милости у золотой рыбки?(страх, слабохарактерность)
(Каждая команда получает карточку с вопросом для обсуждения)
10. Анкета. Самооценка (в тетради для кл часов).
Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить поздравительную открытку:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
- Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.
- Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
- Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
12. Рефлексия
- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
- Чем вам было полезно это занятие?
- А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?
Кл. руководитель Александрова В.А.
1 ситуация – Тебе поручили оформить поздравительную открытку:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
1 ситуация – Тебе поручили оформить поздравительную открытку:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
1 ситуация – Тебе поручили оформить поздравительную открытку:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Отчего братец Иванушка стал козленочком?
Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел ?
Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка» ?
Что погубило раджу— героя мультфильма «Золотая антилопа» ?
Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Какое чувство заставляло старика ходить к синему морю и просить милости у золотой рыбки?
Обсудите, какие качества характера свойственны ответственному человеку? Выберите самые главные 2 на ваш взгляд и запишите их на листочек.
Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности.
Обсудите, какие качества характера свойственны ответственному человеку? Выберите самые главные 2 на ваш взгляд и запишите их на листочек.
Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности
Обсудите, какие качества характера свойственны ответственному человеку? Выберите самые главные 2 на ваш взгляд и запишите их на листочек.
Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности
Обсудите, какие качества характера свойственны ответственному человеку? Выберите самые главные 2 на ваш взгляд и запишите их на листочек.
Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности
Обсудите, какие качества характера свойственны ответственному человеку? Выберите самые главные 2 на ваш взгляд и запишите их на листочек.
Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности
Я ЗА ВСЕХ В ОТВЕТЕ
М. Скребцова
Мне пошел седьмой годок,
Я теперь за всех в ответе.
В голове уже не ветер,
В ней полным-полно забот:
Повозиться с братом Сашей,
Чтоб не плакал, не кричал,
Деду сделать простоквашу,
В ванной старый кран сменить
И сестренке младшей Ире
Чтоб на внуков не ворчал.
Вымыть пол во всей квартире,
Куклу Барби починить.
Вырос я, мне не до скуки,
До всего доходят руки.
Я без дела не сижу,
Я семье своей служу.
Не умею я лениться –
Целый день могу трудиться.
Даже в школу не хожу –
Времени не нахожу.
Скромный я, не жду награды,
Но родители не рады.
Что-то взрослых не пойму,
Объясните, почему!?