`$site.phones[0].num_title`
Главная \ Проектная деятельность \ Методические разработки \ «Особенности формирования исследовательских умений младших школьников, как условие перевода ученика в позицию субъекта обучения».

«Особенности формирования исследовательских умений младших школьников, как условие перевода ученика в позицию субъекта обучения».

КГУ «Средняя школа № 23им. М. Шаяхметова»

акимата города Усть-Каменогорска

1-4 класс общеобразовательной школы (24-22 учащихся)

                                      Корнеева Наталья Валерьевна, Простякова Ирина Владимировна, учителя начальных классов

«Особенности формирования исследовательских умений младших школьников, как условие перевода ученика в позицию субъекта обучения».

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 г.г. ориентирует учебный процесс в средней общеобразовательной школе на формирование потребности и умений самостоятельно добывать и применять знания на практике, на целенаправленное и систематическое приобщение к научным способам познания.

Я согласна со словами Семеновой Н.А., что в условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.

В концепции 12-ти летнего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В стандарте образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы,.  содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности.. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, в учебно-исследовательскую.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Таким образом, актуальность темы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

В психолого-педагогической литературе рассматриваются разные аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Истоки подходов к решению этой проблемы можно увидеть в трудах российских (Б.Е.Райков, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и зарубежных (Дж.Бруннер, А.Дистервег, Ж.Руссо,И. Песталоцци) педагогов-классиков. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, М.Н.Скаткиным. Обоснование развивающего обучения, направленного на формирование умений добывать знания дано Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным.

В педагогике проблема организации исследовательской деятельности младших школьников является слабо разработанной. Поэтому темой ОЭР является изучение исследовательских умений младших школьников.

Проблема исследования состоит в том, что теоретически не обоснованы и практически не выявлены учебно-исследовательские умения, критерии и уровни их развития, а также организационно-педагогические условия их формирования у младших школьников.

Решению поставленных задач будет способствовать правильно организованная работа по формированию у учащихся исследовательских умений.

Моя тема: «Особенности формирования исследовательских умений младших школьников, как условие перевода ученика в позицию субъекта обучения».

Цель: Выявление особенностей и условий, необходимых для формирования исследовательских умений младших школьников.

Задачи:    

1. Определить основные исследовательские умения, необходимые для работы учащимся в начальной школе.

2. Разработать критерии оценки уровня сформированности исследовательских умений младших школьников.

3. Отобрать пакет диагностик.

4. Апробировать современные методики и технологии, позволяющие сформировать у учащихся исследовательские умения.

5.Вести мониторинг, психологические диагностики.

Гипотеза: сформировав основные исследовательские умения, мы создадим условия для формирования у учащихся ключевых компетенции, которые в свою очередь, обеспечат перевод их в позицию субъекта процесса обучения

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: деятельность учащихся по овладению исследовательскими  умениями.

Спланировав конечный результат, определили области, где могут формироваться исследовательские умения.

Изучение теоретического материала на уроках

Выполнение практических и лабораторных работ

Демонстрация опытов

Проведение экскурсий

Проектная деятельность

КТД

Реализацию поставленных задач  начали с изучения теоретических аспектов.

Мной было изучено:  

Значение исследовательских умений.

Как показывает опыт, учебно-исследовательская деятельность способствует:

развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;

развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополни­тельных образовательных программ;

созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаменталь­ными науками;

становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, меж­ду учащимися, педагогами, учеными и специалистами;

обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

 формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

 профессиональному самоопределению детей;

получению предпрофессиональной подготовки;

содержательной организации свободного времени детей;

формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности Выявлены  основные исследовательские умения необходимые для работы на уроках в начальной школе:

1. Умение видеть проблему.

2. Умение выдвигать гипотезу.

3.Умение задавать вопросы.

4. Умение доказывать и защищать свою идею.

На основе оценки уровней  по Блуму Б. и статьи Шатровой Н.Н. были разработаны критерии уровней сформированности умения выдвигать гипотезу.

 

Таблица №1 - Критерии уровней сформированности умения выдвигать гипотезу

 

Уровни

Класс

Высокий

Средний

Низкий

1 класс

Составляют гипотезу из предложенных частей, с помощью учителя.

Выбирают гипотезу из предложенных предложений, с помощью учителя.

Не составляют. Не выбирают.

2 класс

Составляют гипотезу из предложенных частей самостоятельно.

Составляют гипотезу из предложенных частей, с помощью учителя.

Выбирают гипотезу из предложенных предложений, с помощью учителя.

3 класс

Формулируют гипотезу, с помощью учителя.

Составляют гипотезу из предложенных частей самостоятельно.

Составляют гипотезу из предложенных частей, с помощью учителя.

4 класс

Самостоятельно формулируют гипотезу.

Формулируют гипотезу, с помощью учителя.

Не формулируют гипотезу, но могут составить ее из предложенных частей.

 

 

Апробированы современные методики и технологии, позволяющие сформировать у учащихся исследовательские умения:

- Метод исследовательского обучения младших школьников (Савенков А.И.)

- Метод проектов

- Технология сотрудничества (Н.П. Пирогов, Давыдов В.В.)

- Игровые технологии (Д.Б. Эльконин, П.П.Блонский)

- Личностно-ориентированные технологии (И.С.Якиманская, В.В.Сериков)

- Здоровьесберегающие технологии (Степанова О.А., Стрельникова)

- Технология накопительной оценки «Портфолио»

Разработаны задания для определения уровня сформированности умения выдвигать гипотезу (по классам). См. приложение.

 Выделены  условия формирования исследовательских умений младших школьников:

1. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации обучения исследовательской деятельности ;

 2.  Высокий уровень мотивации исследовательской деятельности школьников;

3. Готовность педагога, его способность к созданию творческой исследовательской среды, владение проблемными методами обучения;

Результаты работы отслеживались в течение трех лет на одних и тех же детях, что позволило судить об объективности полученных результатов. См. приложение.

В приложении представлен мониторинг уровня сформированности умения выдвигать гипотезу, т.к. по данному умению работала  я. Но Творческой группой учителей разработаны материалы для  всех выбранных исследовательских умений. И мониторинг ведется по всем выбранным исследовательским умениям.

Оценить влияние ОЭР на развитие качества знаний, помогла правильная организация мониторинга, результаты которого представлены на диаграммах.  См. приложение.

Они показывают положительную динамику развития. Причину этого мы видим в осознанном восприятии учащимися теоретического материала через исследовательскую деятельность на уроке, отборе материала направленного на формирование данных умений, с учетом возрастных особенностей и преемственности.

На всех этапах работы шло психологическое сопровождение, для определения психологического климата – психолого-педагогические диагностики (анкетирование, социометрию, цветопись, «градусник» и другие, которые можно увидеть в плане воспитательной работы).

Данные методики стандартизированы, валидны, соответствуют возрастным особенностям школьников.

Таким образом, сформировав основные исследовательские умения, мы создали условия для формирования у учащихся ключевых компетенций, которые в свою очередь, обеспечили перевод их в позицию субъекта процесса обучения и положительно повлияли на качество образования.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996,- 495 с.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. -254 с.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.:ИПО, 1995.-329 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.

Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, 2004. -21 с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1991.

Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 536 с.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.-М.: МГУ, 1985.- 82с.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и психологического исследования.- М.: Академия.-2004.-283с.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., Просвещение, 1968.- 175с.

Коменский Я. А. Великая дидактика. — М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. — 224 с.

Комплексная подготовка педагога-исследователя./Под общей редакцией В.А. Дмитриенко.-Томск: Изд-во ТГПУ, 2001.-290 с.

Львова И. В. Психологические факторы развития креативности личности : Дис. . канд. психол. наук.- Кемерово , 2005. -203 с.

Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения Школьные технологии. -1999.- №1-2.- С. 138-143.

Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. -М.: УМЦ «Школа 2000.», 2003.-16 с.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

Программа обучения по системе Л.В.Занкова,1-3 классы.-М.:Просвещение, 1996.

Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. //Начальная школа.-№12.-2000. -С.101-108

Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников.- 2002.- №1.- С. 34-45.

Савенков А.И. Задания и упражнения для развития мыслительных навыков у дошкольников Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 2. М.: Школьная книга,2004.

Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской практике // Директор школы.- 2004,- №1.- С. 46-50.

Савенков А.И. Интеллектуальная одаренность и исследовательское поведение // Одаренный ребенок.- 2003.- №6.- С. 16-21.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.-228 с.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьников. -М.:Просвещение, 1988. 175 с.

Толстой JI.H. Педагогические сочинения.-М,Педагогика, 1988.-542 с.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений . Том 7.- М, 1949.- 132 с.

Фомина Л.Ф. О некоторых тенденциях развития исследовательской деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. 2002. -№ 2. -С. 57-72.

Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.-240с.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знания, 1974.-64с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Задания для определения уровня сформированности умения выдвигать гипотезу.

1 класс

1полугодие

1) Выбери предложение, которое является гипотезой:

Друзья поссорились и не играли вместе.

Друзья поссорились, потому что не поделили игрушку.

 

2) Составь гипотезу из предложенных частей:

Весной тает снег,…                   и прилетают птицы.

                                                     потому что становится теплее.

2 полугодие

1) Выбери предложение, которое является гипотезой:

 

Друзья поссорились и не играли вместе.

Друзья поссорились, потому что не поделили игрушку.

Друзья поссорились, потому что дует ветер.

 

2) Составь гипотезу из предложенных частей:

Весной тает снег,…                     и прилетают птицы.

                                                       потому что становится теплее.

                                                       потому что облака красивые.

__________________________________________________________

2 класс

1 полугодие

1) составь гипотезу из предложенных частей:

Если телефон не звонит,…                       то никого нет дома.

                                                                     целый день.

                                                                     значит он сломался.

 

2 полугодие

1) Составь гипотезу о пользе фруктов из предложенных частей:

Если фрукты свежие,…                      их едят.

                                                              то они полезны для здоровья.

                                                              то их можно покупать.

_____________________________________________________________

 

 

3 класс

1 полугодие

1)  Прочитай текст. Сформулируй возможную гипотезу по его содержанию, используя предложенные части:

 

…Многие птицы летят в теплые страны за тысячи километров. Некоторые же зимуют на юге нашей страны. Зимой им питаться у нас было бы нечем. Вот и приходиться птицам временно покидать родные места. Но весной они снова вернутся туда, где остались их гнезда.

 

Птицы улетают в теплые страны,…     потому что становится холодно.

                                                                  потому что им нечем питаться.

                                                                  и покидают родные места.

 

2 полугодие

1) Прочитайте текст. Сформулируй возможную гипотезу по его содержанию, используя предложенные части:

 

…Среди доступных средств защиты организма от неблагоприятных влияний важное место принадлежит закаливанию и занятиям различными видами спорта, разнообразными физическими упражнениями.

 

Если будешь закаляться и заниматься спортом,…

 

…научишься хорошо рисовать.

…то вырастишь спортсменом.

…то будешь здоровым.

________________________________________________________________

4 класс

1 полугодие

1) Прочитай текст. Сформулируй возможную гипотезу по его содержанию, используя предложенные части:

 

Почему осенью становится холоднее.

Посмотрите на рисунки. На них показано, как поднимается солнце в одной и той же местности летом и осенью во время восхода, в полдень, и во время захода.

Осенью солнце поднимается невысоко и меньше времени освещает землю. А чем выше солнце над землей, тем оно сильнее греет. Осенью солнце даже в полдень находится намного ниже, чем летом. Поэтому и тепла осенью земля получает от солнца гораздо меньше.

Вот почему осенью становится холоднее чем летом. Причем, похолодание наступает не сразу: чем ниже находится солнце на небе, тем становится холоднее.

 

 

Осенью становится холоднее,…

                                             …потому что кончилось лето.

                                             …и птицы улетают на юг.

                                             …потому что солнце поднимается не высоко и  

                                                  меньше времени освещает землю.  

 

2 полугодие

1) Прочитайте текст. Сформулируйте возможную гипотезу по его содержанию, используя предложенные части:

Влага в почве.

За зиму земля промерзает на полметра и больше. Весной солнце начинает прогревать землю. Почва постепенно оттаивает. Если вода не стечет с поля, то она впитается в почву, и для растений ее надолго хватит. Плохо, когда поле имеет наклон. Пока промерзшая почва оттает и сможет впитать влагу, верхний слой снега уже растает, и ручейки унесут воду в речки.

Без воды растения не могут жить. Вот почему люди стараются задержать влагу в почве. Они делают снежные валы, которые не дают воде стекать с поля. Тогда почва хорошо обеспечивается влагой.

 

Чтобы весной растениям в поле надолго хватило влаги,…

…люди поливают почву.

…и тепла.

…люди проводят снегозадержание.

Корнеева_СШ №23 Исследовательские умения

Методическая копилка

Наши контакты:
Офис:
г. Усть-Каменогорск, улица Усть-Каменогорская, 11