Семинар-практикум для учителей 11 классов «Из опыта работы по подготовке к экзамену по математике»
Автор: Капустина Е.А. учитель математики КГУ «Средняя школа №23 им. М. Шаяхметова»
1. Регистрация.
2.Выступление методиста ГорОО
3.Психологический настрой. Прием «Мы уникальны»
При регистрации учителей им предлагается выбрать цветную салфетку.
Тех, кто выбрал:
Зеленый лист, ожидает успех.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
Предлагаем действовать по инструкции:
1) развернуть салфетку;
2) сложить пополам;
3) еще раз сложить пополам;
4) оторвать один край;
5) оторвать противоположенный край;
6) развернуть салфетку;
7) оценить, как выглядят салфетки каждого (участники видят, что у всех по-разному – и что они все разные). Ведущий делает вывод: вы все уникальны! Кроме того, инструкция, по которой вы работали была нечеткой и однозначной.
4.Актуализация проблемы.
На сегодняшний момент в связи с новыми требованиями к итоговой аттестации, математики оказались в точно такой ситуации. Так как в проекте проведения итоговой аттестации определен письменный экзамен по математике, то на сегодня мы стали перед проблемой: оформление письменной экзаменационной работы учащихся. Письменные экзамены были и раньше, но благодаря ЕНТ, которое требовало получение быстрого ответа (может даже без решения), приучило учителей и учащихся пропускать какие-то действия (в стереометрической задаче доказывать, что рассматриваемый треугольник прямоугольный), подбирать ответ методом исключений, подставлять значения в уравнения и т.д. Ни в одном учебно-методическом пособии на сегодня не дан обязательный для воспроизведения всеми учениками стандартный однозначный образец записи решения какого-либо задания и необходимых к нему пояснений.
Данная проблема приобретает актуальность еще и потому, что работы учащихся, претендующих на аттестат с отличием, на знак "Алтын белги" будут оцениваться комиссиями вышестоящих организаций. В настоящее время учитель, который в течении ряда лет готовил учащихся к тестовому контролю, должен переориентировать себя и учащихся к новой (забытой) форме итоговой аттестации, которая требует определенного оформления. Таким образом, учителю будет легче справиться с проблемой, если он четко будет знать:
1) Что считать ошибкой, а что недочетом;
2) Что надо обосновывать и насколько подробно;
3) Необходимость тех или иных выкладок при решении задач в каждом конкретном случае;
4) Как оценить работу, если ученик решил задачу рациональным или нерациональным способом, или способом, который не описан в учебнике;
5) Критерии оценки.
Выработка единых требований к оформлению работ позволят учителю составлять более грамотную рецензию на работу, которую оценили в пять баллов.
Учебник 10-11 классов способствует частичному решению вышеуказанных проблем, так как в нем прописаны четкие алгоритмы выполнения некоторых заданий (построение и исследование графика функции, нахождение наибольшего или наименьшего значения функции). Но, вместе с тем, в учебнике много заданий на нахождение области определения функции (если она составлена из суммы нескольких функций), но четкого алгоритма нет.
Поэтому цель нашего семинара-практикума: выработать единые требования к оформлению письменных экзаменационных работ по алгебре и началам анализа за курс 11-летней общеобразовательной школы.
Сопоставив задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 и 11 классах, мы отобрали темы, которые не были затронуты в рекомендациях к письменным экзаменам по математике в 9 классе. Эти задания мы положим в основу содержания работы групп.
Вторая часть семинара - практическая будет проходить в группах. Группа учителей, работающих в классах с государственным языком обучения продолжат работу в каб 58. Руководитель группы - Нургалиева Жанар Тайшыманкызы. С русским языком обучения - в кабинете № 37, руководитель группы - Капустина А.А. Внутри групп необходимо создать микрогруппы, которые получат задания. Цель работы таких групп: выработать единые требования к оформлению полученного задания. Результаты предоставит на формате А3. Решения должны быть прописаны четко, логично, без лишних записей.
5. Работа в группах.
6.Подведение итогов.
Рекомендации:
1) Учителям математики придерживаться методических рекомендаций по оформлению и оцениванию письменных экзаменационных работ по математике за курс основной школы.
2) Представить результаты семинара в виде методических рекомендаций , с этой целью создать творческую группу учителей в составе: Касенова Г.Т. (гимназия № 3), (№43), Петруха А.Ю (Ахмер), Парфенова И.В (№30), Нургалиева Ж.Т. (№23), Капустина Е.А. (№23)
3) Ознакомить учащихся с выработанными требованиями, что создаст условия для более качественной подготовки их к письменному экзамену по математике
Макет оформления задания из раздела 1.
«Преобразование тригонометрических функций»
1А.32 Вычислить:
А)
Макет оформления задания из раздела 4.
«Исследование функций и построение графиков»
4А.10 Найдите область определения функции:
А)
Макет оформления задания из раздела 5.
«Наибольшее и наименьшее значения функций на данном отрезке»
5А.01
А) Число 4 разложить на 2 слагаемых так, чтобы их произведение было наибольшим
Макет оформления задания из раздела 9.
«Иррациональные уравнения и их системы»
9А.11 Решите уравнение
А)
Макет оформления задания из раздела 9.
«Иррациональные уравнения и их системы»
9А.23 Решите неравенство
А)
Макет оформления задания из раздела 3.
«Геометрический смысл производной»
3А.16 Напишите уравнение касательной к графику функций:
А) в точке x0 = 2
Написать уравнение какой-либо прямой, параллельной этой касательной
Макет оформления задания из раздела 3.
«Геометрический смысл производной»
3А.10 Найдите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно по закону:
А) (см) в момент времени t = 3c
Макет оформления задания из раздела 10.
«Показательные уравнения, неравенства и их системы»
10А.13 Решите неравенство:
А)
Макет оформления задания из раздела 10.
«Показательные уравнения, неравенства и их системы»
10А.22 Решите неравенство:
А)
Макет оформления задания из раздела 12.
«Логарифмические уравнения, неравенства и их системы»
10А.16 Решите неравенство:
А)