МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 ИМ. М. ШАЯХМЕТОВА»
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО Г.УСТЬ-КАМЕНОГОРСКУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВКО
ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Вариативный надпредметный курс
Для учащихся начальной школы со 2-4 класс
Возраст 8-11 лет
Уровень обучения – углубленный
Количество чавсов – 34
Александрова В.А., учитель начальных классов
высшей категории, учитель-исследователь,
педагогический стаж 37 лет
Корнеева Н.В., учитель начальных классов
высшей категории, учитель-исследователь,
педагогический стаж 30 лет
Простякова И.В., учитель начальных классов
высшей категории, учитель-исследователь,
педагогический стаж 27 лет
Г. Усть-Каменогорск, 2022 г
Пояснительная записка
Одной из главных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования субъектной активности учащихся.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная технология.
Цель проектной технологии – формирование у учащихся основ практической деятельности в незнакомых условиях, развитие и воспитание креативной личности, где наиболее существенным является их стремление находить творческие подходы к выполнению учебных заданий, использовать полученные навыки, а также развитие самостоятельности в процессе обучения.
Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.
В соответствии с требованиями государственного стандарта нового поколения и обновленного содержания образования РК для повышения уровня качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
В ГОСО сказано:
«На основе привития ценностей образования у обучающихся должны развиваться:
- творческое и критическое мышление;
- коммуникативность и умение эффективно использовать информационно-коммуникационные средства и технологии ...
Цель общего среднего образования:
создание образовательного пространства, …на основе развития навыков широкого спектра:
- функциональное и творческое применение знаний;
- критическое мышление;
- проведение исследовательских работ;
- использование информационно-коммуникационных технологий ...»
В проектной технологии выделяют три вида проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная проектная деятельность.
Программа «Юный исследователь» является дополнительной общеобразовательной программой вариативного курса по формированию исследовательской проектной деятельности.
Представленная программа «Юный исследователь» направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей.
Ведущее место в содержании программы занимают такие формы организации работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на приобретение на их основе новых.
Главная идея исследовательской проектной деятельности - направленность на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.
Продукт проектной деятельности - учебный проект, который является самостоятельным развернутым решением какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера, обладает объективной или субъективной новизной.
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Цель программы: формировать навыки исследовательской проектной деятельности, для совершенствования процесса познания, развития аналитических способностей и критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации, для создания условий всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.
Задачи программы:
- знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;
- формирование навыков исследовательского поиска и навыка работы с различными информационными источниками;
- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;
- развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
- активизация интереса к приобретаемым знаниям, полученным в совместной творческой, исследовательской работе;
- формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию.
Основные принципы, на которых базируется программа «Юный исследователь»
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гумманизации. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Уважение к личности ребёнка.
Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи. Каждое занятие необходимо заканчивать рефлексией. Совместно с учащимися обсуждать, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо чувствовать свою значимость и успешность. Успешность определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям и миру.
Планируемые результаты освоения детьми программы «Юный исследователь»
Повысится уровень развития навыков XXI века (4К - критическое мышление, креативность, коммуникация, координация) необходимых в процессе познания.
Усилится мотивация к учебной деятельности.
Возрастет познавательная активность и любознательность.
Улучшится качество взаимодействия всех участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель).
Поднимется уровень развития волевой сферы, саморегуляции, необходимой для формирования субъектной позиции учащегося в образовательной среде.
Сроки реализации программы «Юный исследователь»
Данный курс предназначен для учащихся начальной школы 2-4 класса. Рассчитан на 34 занятия в год (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия 45 минут.
Содержание программы «Юный исследователь»
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по познанию мира, естествознанию, математике, информатике. Построение программы обусловлено системой последовательной работы по освоению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Первый блок теоретический состоит из 21 занятия.
В данном блоке представлена система важных теоретических сведений (содержание и структура), наиболее эффективный путь овладения, мотивация изучения данного курса.
Второй блок практический – 12 занятий.
Данный блоке предусматривает интеграцию теоретических знаний и практических умений в освоении курса.
Третий блок итоговый - 1 занятий (презентация проектов).
Презентация готового продукта данного курса.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Юный исследователь»
№ п/п |
Колич часов |
Дата
|
Цель |
Тема занятия |
Основное содержание
|
Формы и методы контроля |
Теоретическая часть, 21 час |
||||||
1-3 |
3 |
|
Формировать представления об исследовательском проекте, ознакомить с основными понятиями и этапами выполнения проекта |
Введение. Основные понятия |
Понятие проект, этапы работы над проектом (пять П), презентация исследовательских проектов (пример) |
Фронтальный опрос |
4 |
1 |
|
Изучить структуру исследовательского проекта |
Исследовательский проект. Структура исследовательского проекта |
Понятие исследовательский проект, его структура |
Индивидуальный, письменный Составление схем |
5 |
1 |
|
Учить выбирать тему исследовательского проекта, руководствуясь актуальностью проблемы |
Выбор темы исследовательского проекта |
Понятие тема. Особенности выбора темы для исследовательского проекта |
Индивидуальный, письменный |
6 |
1 |
|
Учить определять цель исследовательского проекта и формулировать ее |
Постановка цели исследовательского проекта |
Понятие цель. Правила постановки и формулирования цели |
Индивидуальный, письменный |
7 |
1 |
|
Учить формулировать гипотезу исследовательского проекта |
Формулирование гипотезы исследовательского проекта |
Понятие гипотеза. Выдвижение и формулирование гипотезы |
Индивидуальный, письменный |
8-9 |
2 |
|
Учить определять объект и предмет исследования |
Объект и предмет исследования |
Понятия объект и предмет исследования |
Индивидуальный, письменный Составление таблицы |
10 |
1 |
|
Формировать умение ставить задачи (составлять план исследования) |
Постановка задач (составление плана исследования) исследовательского проекта |
Понятие задача, план исследования |
Комбинированный, письменный Деловая игра |
11-13 |
3 |
|
Изучить виды источников информации и правила работы с ними |
Источники информации для исследовательского проекта |
Источники информации (интернет, книги, статьи, журналы, другие люди) |
Групповой, устный Презентация |
14-18 |
5 |
|
Расширить понятие о методах исследования |
Методы исследования |
Понятия научный эксперимент, наблюдение, измерения, опрос, сравнение |
Индивидуальный, письменный Составление схем |
19-21 |
3 |
|
Учить определять виды деятельности, соответствующие методам исследования |
Виды деятельности исследовательского проекта |
Виды деятельности: экскурсия, игра, общение, труд, учение |
Комбинированный Деловая игра |
Практическая часть, 13 часов |
||||||
22-28 |
7 |
|
Организовать деятельность учащихся при работе над исследовательским проектом |
Практико-консультативное занятие |
Анализ содержания работ учащихся и составление рекомендаций |
Индивидуальный, устный |
29-31 |
3 |
|
Изучить виды, способы и формы представления результатов исследовательского проекта |
Виды представления результатов |
Виды, способы и формы представления результатов исследовательского проекта |
Индивидуальный, письменный Презентация |
32-33 |
2 |
|
Изучить правила публичных выступлений |
Практическое занятия |
Правила публичных выступлений, организация пробных выступлений учащихся |
Комбинированный, устный Презентация |
34 |
1 |
|
Оценить исследовательские проекты учащихся, дать рецензию |
Презентация проектов |
Анализ исследовательских проектов |
Индивидуальный, устный Презентация |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета);
- правила оформления исследовательского проекта;
- методы и виды деятельности при работе над исследовательским проектом.
Учащиеся должны уметь:
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы, планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- формулировать тему, цель, выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- выделять объект и предмет исследования;
- использовать методы исследования в разных видах деятельности;
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими источниками информации;
- работать в группе и самостоятельно.
Критерии оценивания достижений учащихся по видам деятельности и уровням освоения учебного материала
- познавательная ценность темы;
- оригинальность, ценность собранного материала;
- исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками);
- структура, логика работы;
- язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по своему исследованию;
- степень самостоятельности.
Формы контроля и оценки результатов:
- выполнение творческих заданий
- участие в школьных и городских конкурсах
- участие в интеллектуальных марафонах
- создание «Портфолио»
- защита исследовательской работы в классе
- проведение мини-исследований, мини-проектов исследовательского характера
- участие в школьной научно-практической конференции
- оформление лучших работ в сборнике «Мы - исследователи»
ЛИТЕРАТУРА
1. Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности //Народное образование. -2009.-№2.
2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект. -2007. -№5.
3. Л. А. Турик, Н. А.Осипова «Педагогические технологии в теории и практике»
4. Л. И. Ягодко «Использование технологии проблемного обучения в школе».
Теория обучения и воспитания, педагогические технологии 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум Михаил Иосифович Рожков Учебная литература Бакалавр. Академический курс 2017
5. Новые педагогические технологии / Под ред. Е.С. Полат – М., 1999 г.
6. Савинков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании [Текст] / А. Савинков // Школьный психолог. – 2007. – №23. – С. 6-10.