`$site.phones[0].num_title`
Главная \ Проектная деятельность \ Методические разработки \ Программа вариативного курса "Юный исследователь"

Программа вариативного курса "Юный исследователь"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 ИМ. М. ШАЯХМЕТОВА»

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО Г.УСТЬ-КАМЕНОГОРСКУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВКО

 

 

 

 

 

 

 

 

ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

 

Вариативный надпредметный курс

Для учащихся начальной школы со 2-4 класс

Возраст 8-11 лет

Уровень обучения – углубленный

Количество чавсов – 34

 

Александрова В.А., учитель начальных классов

высшей категории, учитель-исследователь,

педагогический стаж 37 лет

Корнеева Н.В., учитель начальных классов

высшей категории, учитель-исследователь,

педагогический стаж 30 лет

Простякова И.В., учитель начальных классов

высшей категории, учитель-исследователь,

педагогический стаж 27 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Усть-Каменогорск, 2022 г

Пояснительная записка

Одной из главных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования субъектной активности учащихся.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная технология.

Цель проектной технологии – формирование у учащихся основ практической деятельности в незнакомых условиях, развитие и воспитание креативной личности, где наиболее существенным является их стремление находить творческие подходы к выполнению учебных заданий, использовать полученные навыки, а также развитие самостоятельности в процессе обучения.

Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

В соответствии с требованиями государственного стандарта нового поколения и обновленного содержания образования РК для повыше­ния уровня качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей необходимо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

В ГОСО сказано:

«На основе привития ценностей образования у обучающихся должны развиваться:

- творческое и критическое мышление;

- коммуникативность и умение эффективно использовать информационно-коммуникационные средства и технологии ...

Цель общего среднего образования:

создание образовательного пространства, …на основе развития навыков широкого спектра:

- функциональное и творческое применение знаний;

- критическое мышление;

- проведение исследовательских работ;

- использование информационно-коммуникационных технологий ...»

В проектной технологии выделяют три вида проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная проектная деятельность.

Программа «Юный исследователь» является дополнительной общеобразовательной программой вариативного курса по формированию исследовательской проектной деятельности.

Представленная программа «Юный исследователь» направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей.

Ведущее место в содержании программы занимают такие формы организации работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на приобретение на их основе новых.

Главная идея исследовательской проектной деятельности - направленность на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.

Продукт проектной деятельности - учебный проект, который является самостоятельным развернутым решением какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера, обладает объективной или субъективной новизной.

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Цель программы: формировать навыки исследовательской проектной деятельности, для совершенствования процесса познания, развития аналитических способностей и критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации, для создания условий всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.

Задачи программы:

- знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;

- формирование навыков исследовательского поиска и навыка работы с различными информационными источниками;

- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;

- развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;

- активизация интереса к приобретаемым знаниям, полученным в совместной творческой, исследовательской работе;

- формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию.

Основные принципы, на которых базируется программа «Юный исследователь»

Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гумманизации. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Уважение к личности ребёнка.

Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи. Каждое занятие необходимо заканчивать рефлексией. Совместно с учащимися обсуждать, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо чувствовать свою значимость и успешность. Успешность определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям и миру.

Планируемые результаты освоения детьми программы «Юный исследователь»

Повысится уровень развития навыков XXI века (4К - критическое мышление, креативность, коммуникация, координация) необходимых в процессе познания.

Усилится мотивация к учебной деятельности.

Возрастет познавательная активность и любознательность.

Улучшится качество взаимодействия всех участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель).

Поднимется уровень развития волевой сферы, саморегуляции, необходимой для формирования субъектной позиции учащегося в образовательной среде.

Сроки реализации программы «Юный исследователь»

Данный курс предназначен для учащихся начальной школы 2-4 класса.  Рассчитан на 34 занятия в год (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия 45 минут.

         Содержание программы «Юный исследователь»

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по познанию мира, естествознанию, математике, информатике. Построение программы обусловлено системой последовательной работы по освоению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Первый блок теоретический состоит из 21 занятия.

В данном блоке представлена система важных теоретических сведений (содержание и структура), наиболее эффективный путь овладения, мотивация изучения данного курса.

Второй блок практический – 12 занятий.

Данный блоке предусматривает интеграцию теоретических знаний и практических умений в освоении курса.

Третий блок итоговый - 1 занятий (презентация проектов).

Презентация готового продукта данного курса.

 

 

Календарно-тематическое планирование по курсу «Юный исследователь»

 

п/п

Колич

часов

Дата

 

Цель

Тема занятия

Основное содержание

 

Формы и методы контроля

Теоретическая часть, 21 час

1-3

3

 

 

Формировать представления об исследовательском проекте, ознакомить с основными понятиями и этапами выполнения проекта

Введение. Основные понятия

Понятие проект, этапы работы над проектом (пять П), презентация исследовательских проектов (пример)

Фронтальный опрос

4

1

 

 

 

Изучить структуру исследовательского проекта

Исследовательский проект. Структура исследовательского проекта

Понятие исследовательский проект, его структура

Индивидуальный, письменный

Составление схем

5

1

 

 

 

Учить выбирать тему исследовательского проекта, руководствуясь актуальностью проблемы

Выбор темы исследовательского проекта

Понятие тема. Особенности выбора темы для исследовательского проекта

Индивидуальный, письменный

6

1

 

 

 

Учить определять цель исследовательского проекта и формулировать ее

Постановка цели исследовательского проекта

Понятие цель. Правила постановки и формулирования цели

Индивидуальный, письменный

7

1

 

Учить формулировать гипотезу исследовательского проекта

Формулирование гипотезы исследовательского проекта

Понятие гипотеза. Выдвижение и формулирование гипотезы

Индивидуальный, письменный

8-9

2

 

Учить определять объект и предмет исследования

Объект и предмет исследования

Понятия объект и предмет исследования

Индивидуальный, письменный

Составление таблицы

10

1

 

Формировать умение ставить задачи (составлять план исследования)

Постановка задач (составление плана исследования) исследовательского проекта

Понятие задача, план исследования

Комбинированный, письменный

Деловая игра

11-13

3

 

Изучить виды источников информации и правила работы с ними

Источники информации для исследовательского проекта

Источники информации (интернет, книги, статьи, журналы, другие люди)

Групповой, устный

Презентация

14-18

5

 

Расширить понятие о методах исследования

Методы исследования

Понятия научный эксперимент, наблюдение, измерения, опрос, сравнение

Индивидуальный, письменный

Составление схем

19-21

3

 

 

 

Учить определять виды деятельности, соответствующие методам исследования

Виды деятельности исследовательского проекта

Виды деятельности: экскурсия, игра, общение, труд, учение

Комбинированный

Деловая игра

Практическая часть, 13 часов

22-28

7

 

Организовать деятельность учащихся при работе над исследовательским проектом

Практико-консультативное занятие

Анализ содержания работ учащихся и составление рекомендаций

Индивидуальный, устный

29-31

3

 

Изучить виды, способы и формы представления результатов исследовательского проекта

Виды представления результатов

Виды, способы и формы представления результатов исследовательского проекта

Индивидуальный, письменный

Презентация

32-33

2

 

Изучить правила публичных выступлений

Практическое занятия

Правила публичных выступлений, организация пробных выступлений учащихся

Комбинированный, устный

Презентация

34

1

 

Оценить исследовательские проекты учащихся, дать рецензию

Презентация проектов

Анализ исследовательских проектов

Индивидуальный, устный

Презентация

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета);

- правила оформления исследовательского проекта;

- методы и виды деятельности при работе над исследовательским проектом.

Учащиеся должны уметь:

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы, планировать и организовывать исследовательскую деятельность; 

- формулировать тему, цель, выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- выделять объект и предмет исследования;

- использовать методы исследования в разных видах деятельности;

- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими источниками информации;

- работать в группе и самостоятельно.

Критерии оценивания достижений учащихся по видам деятельности и уровням освоения учебного материала

- познавательная ценность темы;

- оригинальность, ценность собранного материала;

- исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками);

- структура, логика работы;

- язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по своему исследованию;

- степень самостоятельности.

Формы контроля и оценки результатов:

- выполнение творческих заданий

- участие в школьных и городских конкурсах

- участие в интеллектуальных марафонах

- создание «Портфолио»

- защита исследовательской работы в классе

- проведение мини-исследований, мини-проектов исследовательского характера

- участие в школьной научно-практической конференции

- оформление лучших работ в сборнике «Мы - исследователи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности //Народное образование. -2009.-№2.

2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект. -2007. -№5.

3. Л. А. Турик, Н. А.Осипова «Педагогические технологии в теории и практике»

4. Л. И. Ягодко «Использование технологии проблемного обучения в школе».

Теория обучения и воспитания, педагогические технологии 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум Михаил Иосифович Рожков Учебная литература Бакалавр. Академический курс 2017

5. Новые педагогические технологии / Под ред. Е.С. Полат – М., 1999 г.

6. Савинков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании [Текст] / А. Савинков // Школьный психолог. – 2007. – №23. – С. 6-10.

 

Методическая копилка

Наши контакты:
Офис:
г. Усть-Каменогорск, улица Усть-Каменогорская, 11