`$site.phones[0].num_title`
Главная \ Проектная деятельность \ Учительские проекты \ Инновационный проект воспитательной системы класса

Инновационный проект воспитательной системы класса

Инновационный проект

Воспитательной системы класса

КГУ «Средняя школа № 23 им. М. Шаяхметова»

 акимата города Усть-Каменогорска

«Развитие субъектной активности личности и классного коллектива, основанное на гумманистических принципах воспитания, как условие повышения уровеня функциональной грамотности учащихся»

1-4 класс общеобразовательной школы (24-22 учащихся)

Корнеева Наталья Валерьевна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная цель общего среднего образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Воспитательный процесс, представляющий собой динамическую систему, направлен прежде всего на социальное развитие человека. Для эффективного решения данной задачи необходимо, чтобы воспитательный процесс осуществлялся целостно, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.

Грамотно разработанная воспитательная система является одним из условий эффективного развития и обучения детей.

В основе проекта моей воспитательной системы лежит «Технология воспитания социально-активной личности» разработанная в Ярославском институте педагогики и психологии под руководством профессора М.И.Рожкова («Школьные технологии» №3-2002 г).

Данную технологию выбрала, потому что в обществе, в социальной сфере резко интенсифицировались процессы политические, экономические, энергетические, экологические и другие, принимая, подчас, кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявляя все свои способности к развитию, общению, выживанию.

Объект проектной деятельности: классный коллектив.

Предмет проектной деятельности: субъектная активность

Цель проекта: формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникационной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию друг с другом и окружающим миром.

Другими словами технология направлена  на развитие активности. А затем на преобразование объектной активности в субъектную.

Гипотеза: развитие субъектной активности личности и классного коллектива, основанное на гумманистических принципах воспитания, повысит уровень функциональной грамотности учащихся.

 

 

 

Концептуальные положения технологии

Ожидаемый результат

Методы

1.

Изучение индивидуальных качеств учащихся

Обоснованность в выборе форм и методов воспитательной работы

Тестирование, наблюдение , опрос.

2.

 

Приобретение в процессе жизнедеятельности опыта (формирование знаний о себе, своих интересах, способностях, свое видение мира, самоопределение, профориентация)

Направленность личности, положительная мотивация.

Анкетирование, опрос, учителя, самооценка, анализ.

3.

Социальное закаливание.

Преодоление негативного воздействия окружающей среды. Выработка иммунитета к негативному влиянию социальной среды.

Ситуации-пробы, тренинги.

4.

Воспитание коллективиста и индивидуалиста одновременно.

Умение совмещать особенности личности с особенностями коллектива. Коллективизм, как степень проявления сил и способностей личности.

Коллективные творческие дела.

5.

Развитие самоуправления (личность, как активный субъект).

Самореализация личности, самоконтроль, самоанализ, самооценка, личная ответственность за свои действия.

Игровая деятельность (деловые игры, ролевые, имитационные, моделирующие).

6.

Воспитание лидера.

Инициатива, умение общаться с товарищами, сотрудничество.

Коллективная творческая деятельность

Элементы технологии

Недостатки технологии:

Пассивная обращенность к эмоциональной сфере школьников, с целью развития и воспитания нравственных чувств личности.

Поэтому я обратилась к системе воспитания В.А. Сухомлинского, который писал: «Чувства – это плоть, кровь и сердце моральной убежденности, без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров».

 


Этапы проекта воспитательной системы

Содержание этапов

Время реализации

1

Этап знакомства, адаптации.

                              Цель: Формирование качеств личности.

Задачи:

Социальные

1.Знакомство с новой социальной ролью ( Я – ученик ) и самоутверждение в ней.

2.Формирование интереса к самому себе.

- Кто я? (В классе)

- Что я могу?

- Что я умею?

- Какой я?                

3.Социальное закаливание.

Диагностические

1.Обследование психологом. (Составление общей социально-психологической карты развития первоклассников.)

2.Адаптация к школьной жизни.

3.Текущие диагностики:

- Социометрия

- Цветопись

- Уровень воспитанности

-Гражданственность и патриотизм

- Уровень удовлетворённости учащихся и родителей

Воспитательные

1.Основываясь на потребности в общении, научить детей дружить и жить вместе, совмещая свою индивидуальность и законы развития коллектива т.к. класс – это единое целое.

2.Поддерживать и развивать мотивацию к самореализации.

3.Стремиться к эмоциональному равновесию и формировать адекватную самооценку.

4.Учить общаться:

- Завоёвывать положительный авторитет среди сверстников.

- Прощать своих друзей и недругов.

- Не таить обиду.

- Терпимо относиться к разным людям (своим одноклассникам), помогать им стать лучше.

- Отстаивать свою точку зрения  ↔ умение слушать других

 

 

 

Первый год обучения ( 1 класс)

2

Этап осознания моральных, этических, понятий, тренировки, первых ошибок, накопления опыта (позитивного и негативного)

Цель:

обучение коллективной деятельности, опираясь на заложенные природой стремления к развитию, взрослению и свободе.

Задачи:                              

А) Убедить ребёнка в следующем:

- работать сообща приятно и интересно;

- коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться одному;

- в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения, которые сохраняются и по ее окончании; ( через КТД)

Б) Освоить и осознать правила групповой деятельности.

В) Осознать потребность лидировать. Потренироваться быть лидером. Помочь детям раскрыть лидерские качества, выявить лидерские способности и формировать умение лидировать, вести за собой, а не слепо командовать, подчиняя себе остальных. (Самоуправление в классе, творческие и спортивные мероприятия.)

Г) Обучать разрешению конфликтов и умению выходить из них, гасить их на ранних стадиях. ( Психологические тренинги, беседы с детьми и родителями.)

 

 

Второй год обучения (2 класс)

3

Этап ФОРМИРОВАНИЯ себя. Наблюдение и анализ взаимоотношений я и Я

Цель: формирование культуры личности.

 

Задачи:

1. Формировать элементарную нравственную позицию.

Для детей становиться актуальной задача – научиться быть воспитанным, т.к. ребёнок начинает осознавать связь между мотивом и результатом действия, между поступком и свойством своей личности. Норма начинает играть особую роль в межличностных отношениях – выступать средством контроля и оценки своего поведения и поведения других.

2. Формировать познавательную потребность.

В этом возрасте у детей особо пытливый ум, они жадно стремятся к познанию, бурной активности. Интерес ребёнка к самому себе и уважение к школе являются предпосылкой к формированию чувства собственного достоинства, на котором строится  уважение к одноклассникам, взрослым и людям вообще. На основе такого качества, как любознательность у ребёнка развивается познавательный интерес, который при поддержке со стороны педагога перерастает в познавательную активность, и в будущем – познавательную потребность.

3. Формировать эстетическую культуру.

В процессе учебной  и  внеучебной деятельности  акцентировать внимание детей на прекрасное в природе, в жизни людей.  Развивать эмоциональные чувства и активизировать эстетическое восприятие, которое в последующем станет основой эстетической культуры личности.

4. Формировать потребность в труде.                                               

Подпитывать интерес к труду, активизировать трудовую деятельность.

5. Формировать представление о физическом и нравственном здоровье.

Организовать просветительскую работу по экологической грамотности, по вопросам сохранения, развития и коррекции здоровья. Формирование привычки соблюдения правил личной гигиены способствуют развитию нравственного и психического здоровья младших школьников.

На основе начального уровня сформированности выше указанных качеств, можно говорить о формировании самоанализа, самооценки, самосознания, которые в свою очередь, являются началом пути к самовоспитанию.

Главными условиями воспитательной работы в 3-ем классе, которые должен обеспечить учитель становятся гармония и сотрудничество.

 

Третий год обучения

(3 класс)

4

Этап применения полученных навыков.

Реализация себя в коллективе.

Цель: Формирование самосознания, самоорганизации личности, которые являются базой для самоуправления и саморазвития коллектива.

Задачи:

Формировать умение видеть связи между мотивом и результатом действия, а потом и между поступком и свойством своей личности.

Формировать умение осуществлять моральный выбор.

Помогать вырабатывать отношение к самому себе, поддерживать в ребенке позитивное самоотношение, веру в свои возможности.

Развивать самонаблюдение, умение рассматривать, оценивать свои действия и мысли как бы со стороны, т.е. самоанализ, рефлексию

Совершенствовать ранее приобретенные качества личности.

Формировать умение и навык мгновенно анализировать ситуации, действовать при неожиданно изменившихся обстоятельствах и прогнозировать последствия событий, реакцию окружающих, а значит и оценивать происходящее вокруг.

Формировать умение самостоятельно оценивать себя: следовательно, развивать способность признавать свои ошибки и недостатки – формировать рефлексивную самооценку.

Совершенствовать понятие нравственной нормы, учить сознательно планировать свою деятельность и ставить цели в соответствии с интересами и возможностями окружающих.

Учить осуществлять взаимоконтроль.

 

 

Четвертый год обучения (4 класс)

 

Данный проект позволяет  на разных этапах вводить актуальные инновации в воспитательный процесс.

К инновационным методам образования и воспитания относятся методы, основанные на современных достижениях науки и информационных технологий, направленные на развитие ключевых компетенций учащихся, функциональной грамотности.

Основными инновационными методами являются:

Метод проблемного и проектного обучения.

Метод моделирования.

Исследовательская деятельность.

Модульное обучение.

Игровые технологии.

Метод мозгового штурма.

                                                                                

Пример инновационной формы работы над качеством усвоения понятий.

 

 

По результатам диагностики видно, что *качество усвоения понятий находится на  низком уровне. Причину данных результатов я видела в том, что воспитательные мероприятия, посвящённые работе над понятиями, имели эпизодический характер и не были связаны между собой.

В итоге было запланировано КТД «Радуга души», которое имеет следующую структуру.

 

Работа ведётся в группах (по рядам).

Учащимся предлагается в течение недели собрать сведения о том или ином качестве человеческой личности. Детям предлагается план работы:

1. Определения понятия (разные, кто какое принесёт).

2. Картинки, отражающие суть этого понятия (для визуального восприятия).

3. Ситуация, в которой это понятие проявилось (сказка, стихотворение, рассказ).

4. Пословицы, поговорки, крылатые выражения, в смысл которых входит это понятие.

5. Антоним к этому понятию.

В конце недели проводится классный час, на котором все данные обобщаются в виде проекта и проговариваются детьми.

Не все дети могут найти нужную информацию, поэтому учитель координирует деятельность учащихся, добавляет недостающую информацию, предлагает её осмыслить и пересказать

В результате проделанной работы учащиеся овладеют понятиями через осознание, визуальное восприятие и практическую деятельность.  Я прогнозирую повышение уровня качества усвоения понятий, а как следствие – рост уровня воспитанности и качества знаний по литературному чтению и познанию мира, что повысит уровень функциональной грамотности.

Результативность работы по воспитательному проекту:

Участие во всех интеллектуальных и творческих конкурсах и проектах. Независимо от статуса ученика.

2015 г.

Республиканский заочный конкурс «школа – мой второй дом»

 

Номинация «Рисунок» 2 место Попович Милена

2015 г.

Проект ЮНЕСКО «Дети рисуют мир. Казахстан»

 

Сертификат за активное участие. Попович Милена

2015 г.

Городская олимпиада младших школьников

 

2 место - Попович Милена

2015 г.

Итоговый общешкольный мониторинг уровня сформированности  функциональной грамотности ( 4 класс)

 

Высший балл по всем предметам – Стрельцов Эдуард

Высший балл по математике- Ковалева Снежана

Кузьменко Арина

2016 г.

Областной интеллектуальный конкурс «Тулпар»

 

3 место - Шнайдер Артур

2 место - Королева Вераника, Классен Виктория,

2017 г.

Областной интеллектуальный конкурс «Малахит»

 

2 место – Королева Вераника,Классен Виктория

3 место – Попович Егор, Шнайдер Артур, Лосев Данил

2017 г.

Интеллектуальный марафон «Ак бота»

 

1 место - Макаров Иван

2 место - Краскова Карина

2017 г.

Городской конкурс научных проектов «Зерде – 2017»

 

2 место – Макаров Иван

2018 г.

Областной конкурс научных работ «Жас зерттеуші»

 

1 место - Макаров Иван

5 место - Калмогоров Иван

 

Главным результатом воспитательного проекта считаю успешную адаптацию в 5 классе.

 

 

 

 

Список литературы.

 

«Школьные технологии» №3-2002 г.

Методическая копилка

Наши контакты:
Офис:
г. Усть-Каменогорск, улица Усть-Каменогорская, 11