Цели.
Развивающие: учащиеся должны научиться высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Воспитательные: учащиеся должны убедиться в существовании влияния друзей друг на друга; необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.
Задачи: поговорить о дружбе, перечислить важные для человека качества; улучшить межличностные отношения в деятельности группы; развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива; мотивировать желание самоизменений.
Оборудование: карточки с пословицами; листы А3 для составления "кодекса класса”; листочки из цветной бумаги; плакат с рисунком дерева, лучики солнца с написанными положительными качествами настоящего друга, карточки с ситуациями, презентация.
Ход классного часа
1. Вступительная часть.
Звучит песня в записи или в исполнении учеников.
Совершите чудо
Сл. М. Пляцковского Муз. Е. Птичкина
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
Слово учителя. Ребята, давайте сейчас встанем все в круг, вытяним руки и попробуем передать мяч по кругу. Почему у нас это получилось легко. Попробуйте определить тему и цель нашего классного часа.
Посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…»(Ребята говорят пожелания друг другу.)
Итак, тема нашего классного часа: «Дружба».
2. Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах).
Дайте лексическое значение слова Дружба- это…
По толковому словарю С.Ожегова: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, преданности, общности интересов». И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие.
3. Есть такое мудрое старое правило: «Хочешь иметь друга – будь им». Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы ответите мне почему никто не хотел дружить с героиней этого стихотворения?
Все живут, не тужат, а со мной не дружат
Бант у Кати расписной, красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной, мы же одногодки.
Мы как две сестрички, мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти-
Ты во всем должна идти мне на уступки».
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»
Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,
И девчонок свита!
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день.
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг.
Напишу я объявление» Срочно требуется друг!»
4. Учитель: Чтобы дружить надо знать как , что делать. Люди всегда дружили , а человеческая мудрость заключена в пословицах . Подобрать пословицу по ключевым словам.
Каждая группа вставляет слова и объясняет смысл пословиц..
… – ищи, а нашел – …
Не имей … … , а имей … ….
Человек без …… , что дерево без ….
… – как стекло разобьешь – не ….
Недруг поддакивает, а …спорит
Старый …– лучше …двух.
Учитель. А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы – прокомментировать ее.
1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.
2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.
Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.
Формулирование правил, законов дружбы.
Учитель. Вы замечательно справились с работой консультантов. Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. Мы их все прикрепим на доску и выберем общие законы для нашего класса.
Учащиеся работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.
Законы дружбы
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Учитель: есть сказки, в которых персонажи очень дружны. И таких сказок очень много, хотя персонажи, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга. Вы можете в этом сами убедиться, если найдете пару каждому герою, которых вы видите на доске слева. Их друзья справа, но они разбежались и построились в неправильном порядке. Помогите им найти своих друзей.
Мертвая царевна и … (7 богатырей)
Белоснежка и … (7 гномов)
Вини-Пух и … (Пятачок)
Малыш и … (Карлсон)
Буратино и … (Мальвина)
Крокодил Гена и … (Чебурашка)
Наф-Наф и … (Нуф-Нуф)
Котенок Гав и … (Щенок)
Учитель: Поиграем в игру «Ромашка».
У каждой группы 2 лепестка. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.
Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.
(Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы).
Лепестки ромашки: не бросать друга в беде,умеет хранить секреты,честный,должен уметь дружить,заступаться друг за друга
Рефлексия
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги. Кого вам хочется поблагодарить за работу?
Составьте синквейн по нашего классного часа. (дружба
Правила написания синквейна:
1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, именем существительным.
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах- именами прилагательными.
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами-глаголами.
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Александрова В.А.
Все живут, не тужат, а со мной не дружат
Бант у Кати расписной, красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной, мы же одногодки.
Мы как две сестрички, мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти-
Ты во всем должна идти мне на уступки».
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»
Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,
И девчонок свита!
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день.
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг.
Напишу я объявление» Срочно требуется друг!»