`$site.phones[0].num_title`
Главная \ Учебная деятельность \ Методические разработки \ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ

Желудкова Оксана Сергеевна,

Куропаткина Оксана Юрьевна

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ

 

В начальной школе закладываются основы функциональной грамотности, идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности. В целях формирования функциональной грамотности младших школьников нами была создана система заданий, которая способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса, выводит учащихся на новый уровень мышления. Предлагаемые нами  тексты носят воспитательно-познавательный характер, что позволяет совершенствовать  знания об окружающем мире, стимулирует мыслительную деятельность детей, формирует образное мышление и творческое воображение.

 

Ключевые слова: начальная школа, функциональная грамотность, компетентности, система заданий, познавательный интерес

 

Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Современные процессы развития Казахстана выдвигают к сфере образования Республики ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотных людей. Следовательно, обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Одной из главных целей начальной школы на современном этапе является формирование у младшего школьника учебной самостоятельности, основанной на устойчивом познавательном интересе, способности ученика к постановке целей, мысленному планированию, интеллектуальным способам познания мира, рефлексии, самооценке, коррекции собственной деятельности. [1] Перечисленные способности составляют сумму основных компетенций субъекта деятельности. Эти целевые установки потребовали обновления содержания, технологий преподавания, управления процессом познавательной деятельности, реконструкции системы контроля и оценки качества образования.

В практике школьного обучения формирование познавательного интереса происходит в результате освоения учеником того содержания образования, которое заложено в учебных книгах и в первую очередь в  информационных и художественных текстах. Умение работать с текстом, извлечь из него необходимую информацию, структурировать свои знания, построить речевое высказывание в устной или письменной форме необходимы для успешного обучения не только в начальной школе. Освоение приёмов работы с текстом способствует психическому и интеллектуальному развитию ребёнка.

Именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности, идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму, чтению, рассказыванию, слушанию, счёту, поэтому развитие общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных) – путь к функциональной грамотной личности. 

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. [2]

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. [3]

Каждая из семи образовательных областей в начальной школе участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность). 

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью социума в сильной (волевой), самостоятельной и способной преодолевать трудности личности. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности [4]. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании. Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

С целью интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников.[5]

Кроме того, в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы закреплена перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях. [6]  В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS) в таких международных исследованиях, как: «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS).

Учитывая современные тенденции модернизации казахстанского образования, мы пришли к выводу, что базовым навыком функциональной грамотности является формирование читательской грамотности, то есть функционального чтения.

Востребованность решения данной проблемы сегодня не подлежит сомнению. Интересы сегодняшних младших школьников часто сводятся к компьютерным и электронным играм развлекательного характера, просмотру телепрограмм и мультфильмов. С сожалением можно констатировать, что изменился статус чтения, его роль, изменилось отношение к нему как в обществе в целом, так и в ученической среде.  Качество чтения стремительно падает. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, школы активно предпринимают меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению и развить навыки функционального чтения.

Теоретическую основу работы составили положения психологии и педагогики в трудах Леонтьева А.А, Решетниковой С.В. Подходы к формированию функциональной грамотности отражены в работах Лебедева О.Е., Вершловского С.Г.  Можно отметить – многие авторы сходятся во мнении, что осознанное чтение является основой саморазвития личности. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение не только создает базу для успешности на уроках в любой предметной области, но и является основой развития ключевых компетентностей.

В целях формирования функциональной грамотности младших школьников нами была создана система заданий, которая обеспечивает увеличение роли самих учащихся в организации учебной деятельности, способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса, возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.

Предлагаемые нами тексты носят воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно – эстетические качества личности ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире, стимулирует мыслительную деятельность детей, формирует образное мышление и творческое воображение

В качестве примера хотели бы привести два текста художественный и научно – популярный.

 

Вопросы к тексту М.  Зверев 

«Хлопот полон рот у природы» [7, с 14-17]

 

1. Какой приём использовал М. Зверев в рассказе, показав Осень, как живое существо?

А) Сравнение

В) Олицетворение

С) Пейзаж

D) Сюжет

2. Как описывал  Осень  писатель М. Зверев?

А) Златоволосая девушка в золотом платье

В) Старушонка с полной корзиной фруктов и овощей

С) Рыжая лиса, бродящая по степи

D) Девица- красавица в красном сарафане из листочков урюка и осины, в золотой накидке из листьев берёз

3. Кого повстречала Осень в лесу?

А) Барсука, оленя, стайку уток, зайца

В) Белку, ёжика, синицу

С) Голубя, медведя, лису

D) Оленя, белку, воробья

4. Что делали утки- чирки на лесном озерке?

А) Спокойно спали на воде, засунув головки под крылья

В) Давно улетели в тёплые края

С) Вили гнёзда

D) Искали пищу

5. Кого похвалила Осень за хорошую подготовку к зиме?

А) Белку

В) Барсука

С) Уток

D) Оленя

6.Почему Осень заботилась о подготовке животных и птиц к зиме?

_______________________________________________________________

7. Что посоветовала Осень зайцу?

 ______________________________________________________________

8. Почему олень злился и рогами кусты и деревья бодал?

_______________________________________________________________

9. Какая птица считает себя «садовником»? Почему?

_______________________________________________________________

10.Осень написано с большой буквы. Выпиши слова, которые говорят об Осени, как о живом существе.

______________________________________________________________

11.Какую пользу приносят осенью птицы?

______________________________________________________________

 12.  Какая пословица подходит к рассказу? Выпиши.

В сентябре одна ягодка, и та – горькая рябина.

Апрель с водой, май с травой.

Зима не лето, в шубу одета.

Летом грозы – зимой морозы.

______________________________________________________

    13. Как ты думаешь, справилась Осень с подготовкой к зиме? Объясни.

_______________________________________________________________

14. Найди в тексте и выпиши одно предложение, которое показывает, что все птицы приносят пользу.

_______________________________________________________________

 

В экваториальном лесу Южной Америки

 

По обе стороны экватора в Южной Америке расположены леса, которые получили название экваториальных. Здесь в течение всего года Солнце поднимается высоко над горизонтом. Благодаря этому происходит постоянное и равномерное нагревание воздуха. Его средняя температура круглый год составляет +25…+27 градусов. Почти каждый день в экваториальных лесах идут ливневые дожди. Отмирающие части растений быстро разлагаются, поэтому в почву поступает много питательных веществ.

 

Растительный и животный мир экваториального леса

 

Обилие тепла и влаги способствует бурному развитию растений. Деревья экваториального леса растут в несколько ярусов. Верхний ярус составляют различные светолюбивые пальмы, достигающие в высоту более 60 м. Стволы этих деревьев поднимаются как колонны. Только наверху они образуют густую крону.

У деревьев верхнего яруса листья жесткие и плотные. Благодаря этому они защищены от палящих лучей солнца и ударов крупных дождевых капель. Листья держатся на ветках 2-3 года, поэтому экваториальные леса вечнозеленые.

Следующий ярус составляют шоколадное дерево или какао, красное дерево, гевея. Из семян шоколадного дерева получают шоколад и порошок какао. Красное дерево идет на изготовление мебели, а из гевеи добывают каучук – сырье для производства резины.

В экваториальном лесу много лиан. Ствол у них тонкий и гибкий. Обвивая столы деревьев, лианы легко взбираются на их верхушки. Листья лиан находятся высоко среди древесных крон.

Сквозь густую листву деревьев верхних ярусов плохо проникает солнечный свет, поэтому многие растения поселяются на стволах и ветвях деревьев. К числу таких растений относятся мхи, папоротники, орхидеи. Цветки орхидей очень красивы. Они отличаются причудливой формой и яркой окраской. Серебристо-белые корни орхидей висят прямо в воздухе. Воду они всасывают во время дождя.

Животный мир также разнообразен. Особенно богат экваториальный лес насекомыми. Большие яркие бабочки, жуки (самый крупный жук – усач – длиной до 17 см), муравьи, разнообразные пауки.

В экваториальных лесах обитает много древесных лягушек и змей. Среди них есть такие, которые не спускаются на землю даже для размножения. Так, некоторые лягушки откладывают икру между листьев, где задерживается дождевая вода.

Птицы экваториальных лесов отличаются яркой окраской оперения. Наиболее ярко окрашены попугаи. Их сильные клювы позволяют разгрызать крепкие косточки плодов. Среди птиц встречаются самые маленькие – колибри – размером с крупного шмеля. Колибри питается цветочным нектаром, высасывая его, не садясь на растение, с помощью длинного трубчатого языка.

Млекопитающие в экваториальных лесах  представлены ленивцами, муравьедами, обезьянами. Ленивцы благодаря мощным изогнутым когтям могут не только висеть на ветках спиной вниз, но и медленно передвигаться. Так они проводят всю жизнь. Питаются ленивцы листьями.

Из обезьян в лесах встречаются размером с большую собаку ревуны и самые маленькие, размером с белку, игрунки.

Опасный хищник экваториальных лесов – ягуар. Его пятнистая окраска почти незаметна среди густой растительности.

 

Экваториальный лес и человек

 

Население экваториальных лесов очень редкое. Здесь среди густых зарослей построены хижины из стволов деревьев, веток и пальмовых листьев. Одни племена занимаются выращиванием кукурузы и бананов, другие – охотой и рыбной ловлей, третьи – сбором съедобных растений.

Освоение земель для выращивания культурных растений, строительства дорог сопровождается вырубкой и выжиганием экваториальных лесов на огромных территориях. Это приводит не только к гибели животных, но и к обмелению рек, уменьшению осадков, обеднению и разрушению почвы. Экваториальные леса необходимо сохранить. Они являются важнейшим источником кислорода на Земле.

 

Вопросы к тексту «В экваториальном лесу Южной Америки»

 

1.Почему леса, расположенные в Южной Америке, получили название экваториальных? Напишите факты.

_______________________________________________________________

2. Что способствует бурному развитию растений?

а) обилие тепла и влаги

б) дуют постоянные ветра

в) много насекомых

г) дикий лес

3. Почему экваториальные леса вечнозеленые? Напишите причины.

_______________________________________________________________

4. Какие растения растут в экваториальных лесах Южной Америки? Перечислите.

_______________________________________________________________

5. Почему многие растения поселяются на стволах и ветвях деревьев? Напишите причины.

_______________________________________________________________

6. Какими насекомыми богат экваториальный лес?

а) кузнечики

б) бабочка-капустница

в) жук-усач

г) блохи

7. Почему в экваториальных лесах лягушки получили название древесных? Напишите.

_______________________________________________________________

8. Чем отличаются птицы экваториальных лесов от птиц, проживающих в других местах?

а) более дикие

б) красиво поют

в) яркой окраской оперения

г) более волосатые

9. Какие животные обитают в экваториальных лесах? Приведите примеры.

_______________________________________________________________

10. Напишите, чем занимается население экваториальных лесов.

_______________________________________________________________

11. Ученые убеждены, что освоение земель экваториальных лесов грозит катастрофой. Какой? Напишите.

 

Использование подобных заданий в системе, позволяет учить детей  применять знания в нестандартных ситуациях, мыслить более критично и самостоятельно, вчитываться как в текст, так и в задание к тексту, что является важнейшими задачами, требующими решения. Ежедневно решая эти задачи на уроках, выбирая образовательные технологии, учитель формирует функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

 

Библиографические ссылки

  1. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2
  2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования.- 2007, № 5
  3. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002
  4. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании[электронный ресурс]//http://www.studfiles.ru/preview/4017082/
  5. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832 [электронный ресурс]// http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000832
  6. Государственная программа развития образования Республики Казахстанна 2011 - 2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 [электронный ресурс]// http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118
  7. В.К., Саржанова А.Н. Литературное чтение – 2 класс/Атамұра – 2013

Методическая копилка

Наши контакты:
Офис:
г. Усть-Каменогорск, улица Усть-Каменогорская, 11