КГУ «Средняя школа №23 им. М. Шаяхметова»
акимата г.Усть-Каменогорск
Тема урока: «Тела и вещества»
Куропаткина Оксана Юрьевна
г. Усть - Каменогорск
Тема урока: «Тела и вещества»
Цели урока: Формировать понятие тело, вещество.
Задачи урока:
1. Изучить понятие тело и вещество;
2. На основе мыслительных операций сравнения, классификации, анализа и синтеза устанавливать вид тел, состояние веществ. Различать тела и вещества;
3. Способствовать воспитанию умения работать в группах, доброжелательного отношения, интереса к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: презентация в программе PowerPoint, учебник, демонстрационный материал, листы – таблицы.
Формы обучения: индивидуальные, коллективные, групповые.
Методы обучения: словесный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Формы контроля: устный, письменный, фронтальный, индивидуальный.
Подготовка к уроку: перед уроком класс делится на группы, используя стратегию «Пазлы», на перемене получают пазл и ищут картинку, к которой он подходит. На партах лежат памятки о правилах работы в группах.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Заметки |
||||||
I этап Организационный момент Объявление темы и целей урока (2 мин)
|
1 слайд - Добрый день. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять, Многое хочу узнать. 2 слайд - Тема нашего урока Тела и вещества. - Предположите, что мы сегодня узнаем на уроке. (Подвести учащихся к постановке цели урока) - Прочитайте цель. Цель: учиться различать тела и вещества. - Чтобы достигнуть данной цели, мы должны реализовать ряд задач. 3 слайд Задачи: 1. Изучить понятие тело. Группы тел. 2. Изучить понятие вещество. Состояние веществ. 3. Научиться сравнивать тела и вещества.
|
Учащиеся высказывают своё мнение, участвуют в целепологании. |
Создание коллаборативной среды
Осознание и планирование своей деятельности на уроке. |
||||||
II этап Изучение нового материала (8 мин)
|
- Переходим к реализации 1 задачи. - Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слова Окружающий мир - Окружающий нас мир заполнен разнообразными предметами, которые ученые называют телами. - Так что же такое тело? 4 слайд - Посмотрите на картинки на слайде. Назовите одним словом – что это? (Тела) - А почему их можно назвать телами? (потому что это предметы окружающего мира) 5 слайд - На какие группы можно разделить эти тела? - А как их называют ученые мы узнаем, прочитав текст в учебнике на странице 61. 6 слайд Составляется схема: природные и искусственные. 7 слайд - Распределите данные тела (на слайде) на природные и искусственные. 8 слайд - Почему эти тела назвали природными? (их создала природа) А эти искусственными? (сделаны руками человека) - Тела природы можно разделить еще на две группы, какие? 9 слайд 10 слайд Неживые Живые (организмы) Солнце, звезды, луна Девочка, бабочка - Почему живые (или организмы) так называют? (дышат, питаются, размножаются, дают потомство, умирают) - По какому признаку разделили природные тела? - Итак, что же такое тело? - На какие группы разделили тела?
|
Учащиеся высказывают своё мнение, называют предметы окружающего мира
Участвуют в формулировании определения нового понятия
Работают с учебником, самостоятельно знакомятся с новыми понятиями
Кумулятивная беседа, используют знания, полученные в 1 и 2 классах
Обобщают знания, дают определения новым понятиям.
|
Многократное повторение с использованием разных видов памяти, способствующее более прочному запоминанию нового материала. Использование принципа преемственности и внутрипредметных связей. |
||||||
III этап Проверка первичного усвоения знаний Работа в группах. (6 мин)
|
Для создания коллаборативной среды в группе даёт задание: рассмотрите свою картинку и определите, к какой группе принадлежит изображённое тело.
Задание для групп.
- Докажите, что эти тела искусственные - Почему эти отнесли к природным, живым?
|
Совместное обсуждение
11 слайд - В группах даны тела, нужно данные тела разнести в схему на слайде 1гр. Сосулька, лопата, комар 2гр. Камень, ручка, лось 3гр. Снежинка, стол, береза 4гр. Облако, машина, роза 5гр. Гора, диван, заяц
Доказывают свой выбор, используя полученные знания.
|
Установление подмостков для организации успешной работы в группах |
||||||
IV этап Изучение нового материала Демонстрация (6 мин)
|
12 слайд - Переходим к реализации второй задачи.
- Так, что же такое вещество?
13 слайд - Вещества и состоящие из них тела встречаются в окружающем нас мире в трех состояниях жидкие твердые газообразные 14 слайд - Я предлагаю вам три вещества: вода, пластмасса, воздух Распределите эти вещества по состоянию в схему на слайде. - Какое из этих трех веществ может находиться во всех трех состояниях? (вода – единственное уникальное вещество природы) Приведите примеры - Как вы думаете, вещество отличается от тела? Тело имеет форму, но только твердые тела сохраняют свою форму постоянной, а жидкие и газообразные принимают форму сосуда, в котором находятся. - Что же такое вещество? - В каком состоянии встречаются вещества в природе? - Назовите отличительный признак тел. (Тело имеет форму)
|
Работа с демонстрационным материалом Линейка– тело, из чего она сделана? (металл) металл– вещество. Банка – тело, стекло – вещество Крышка – тело, пластмасса – вещество
Формулирование нового понятия Вещество, это то, из чего состоит тело
Работа со слайдом
Исследовательская беседа.
Высказывают предположения, подтверждают их примерами. Тело имеет форму
Обобщают знания, дают определения новым понятиям и сравнивают их.
|
Возможность использования сильных учащихся в качестве консультантов.
Создание проблемной ситуации, которая позволяет активизировать все группы учащихся.
|
||||||
Физминутка (3 мин)
|
Организация физминутки физоргом класса |
Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась. |
Возрастные особенности учащихся. Развитие лидерства в обучении. |
||||||
V этап Применение знаний Работа в группах (7 мин)
|
15 слайд - Переходим к реализации 3 задачи. Организация работы в группах
- Сколько раз в таблицах встречается тело стакан? (2) - Из какого вещества состоит стакан в первом случае? - А во втором? - Сделайте вывод - Найдите еще примеры подтверждающие вывод. - А могут из одного вещества состоять разные тела? Найдите подтверждение в таблицах? - Почему одни и те же тела сделаны из разных веществ?
- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду загадывать загадки. Отгадки – это тела и вещества. Если отгадка – тело вы будете просто сидеть, а если отгадка – вещество, то хлопните в ладоши. 16 слайд Кто такая? Каши зачерпнет И отправит в рот (ложка) 17 слайд Без меня еда ни еда А одну меня есть нельзя (Соль) - Какую соль нужно употреблять в пищу в нашем регионе? (йодированную) Почему? (От недостатка йода, развивается заболевание щитовидной железы) 18 слайд С неба звездочка упала, А в ладошке каплей стала (снежинка) - В каких состояниях встречается вещество вода в загадке? (твердое, жидкое) 19 слайд Бел, как снег в чести у всех и нравлюсь вам, но вред зубам (сахар) - Какой вред зубам наносит сахар? (кариес) 20 слайд Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Приходи, кто очень смел. (Змея)
|
1) – В группах даны предметы – тела. Учащимся нужно заполнить таблицу
1гр. Стакан стекло Ложка древесина 2гр. Ложка металл шарик резина 3гр. Ложка пластмасса Стакан пластмасса 4гр. Перчатка резина Тарелка металл 5гр. Жгут резина Тарелка пластмасса (Заполненные таблицы вывешиваются на доску)
Обсуждение результатов. Формулирование вывода
- Одно и то же тело может состоять из разных веществ
Отгадывают загадки. Обсуждают отгадки, используя жизненный опыт. Закрепляют изученный материал |
Развитие умения анализировать и получать разные виды информации из одного источника.
Возрастные особенности, развитие внимания
Межпредметная связь (ЗОЖ, региональный компонент)
|
||||||
VI этап Этап контроля (3 мин)
|
21 слайд - А сейчас я хочу проверить, как вы усвоили новую тему. На слайде записаны слова. Девочки выберут и запишут номера, под которыми записаны тела, а мальчики номера, под которыми записаны вещества.
Организация взаимопроверки
|
Девочки выберут и запишут номера, под которыми записаны тела, а мальчики номера, под которыми записаны вещества. 1. Вода 2. Ручка 3. Цветок 4. Соль 5. Древесина 6. Книга 7. Металл 8. Солнце
22 слайд Девочки 2,3,6,8 Мальчики 1,4,5,7
|
Знаниевая рефлексия. Позволяет сделать первичную оценку качества усвоения новых знаний.
|
||||||
VII этап Домашнее задание (2 мин) |
23 слайд страница 61 – 63 (читать), страница 63 вопрос 3 (письменно)
|
Записывают домашнее задание. |
|
||||||
VIII этап Рефлексия (3 мин)
|
24 слайд - Если на уроке вам было интересно и все понятно, то прикрепите на наше небо солнышко. - Если на уроке вам было неинтересно и скучно, то тучку.
|
Выбирают картинку, оценивая свою деятельность на уроке |
Рефлексия, направленная на оценку собственной деятельности на уроке. |