Урок логики. 4 класс Александрова В. А.
Тема: «Причина и следствие.»
Цель: Дать понятие причина и следствие. Учить различать данные понятия, находить в тексте. Развивать коммуникативную компетенцию, логическое мышление, внимание, исследовательские умения. Способствовать воспитанию здорового образа жизни.
1.Разминка.
Перепутанные слова маиз (зима), акша (каша), ноик (кино), жако (кожа).
Вопросы.
*Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 таких яиц?
*Можно ли в решете принести воду?
*Чем кончается день и ночь?
2.Игра на внимание.
Идет счет по порядку, если число делиться на 3, то его не говорим, а хлопаем в ладоши.
3.Объяснение понятий причина и следствие.
Все события не происходят сами по себе, а чем то обусловлены, т. е. имеют причину. Возникнув эти события становятся причиной следующих событий или явлений. Сегодня на нашем занятии мы будем различать причину и следствие, к причине подбирать следствия и наоборот.
Поиск причины это всегда ответ на вопрос почему? Такой вопрос часто задают маленькие дети или любознательные люди.
Причина – это предмет, действие или явление, после которых происходят изменения. Например, Вода нагревается , какие будут происходить изменения? Кипение, превращение в пар- это будет следствие.
Одна причина может вызвать разные следствия. Например. Солнце светит меньше- 1Листья изменяют цвет. 2.День становиться короче. Или наоборот одно и тоже следствие может быть вызвано разными причинами.
1. Чиркнули спичками 2. Ударила молния. 3. Включили зажигалку.
Следствие-разгорелся огонь.
По ходу урока все причины и следствия на листочках делятся на две группы, чтобы было наглядно сравнивать и делать выводы.
4. Упражнение «Найди пару.» Работа в парах.
Даны ряды понятий, в каждом ряду найти два понятия, находящихся в причинно- следственных отношениях.
Недоверие, обманщик, обман, спор, доказательство.
Человек, бегство, испуг, подозрение, враг.
Мяч, стекло, удар. Боль, врач, медицина.
Смех, слезы, горе, книга, телевизор.
5. Физминутка.
На слово карлики-сесть, на слово великаны- встать, на слово-карликаны или велилики- присесть и руки поднять вверх.
6. Работа в группах.
*Назовите как можно больше возможных причин перечисленных событий.
Ошибка, насморк, Петя стал сильным. (это следствие)
Драка, синяк, девочка весело смеется. (это следствие)
*Назовите как можно больше возможных следствий, перечисленных событий.
Праздник, укус комара, сражение.
Переедание, болезнь, опасность.
Вывод: причина всегда предшествует событию.
7. Работа по тексту из произведения «Алиса в стране чудес».
Найдите причину и следствие и докажите.
8. Итог урока.
- Что такое причина, следствие?
- Что первично?
- Сколько может быть причин, следствий?
9. Тема следующего урока.
Не было гвоздя-
Подкова пропала.
Не было подковы-
Лошадь захромала.
Лошадь захромала-
Командир убит.
Конница разбита-
Армия бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.
Причинно- следственные цепочки.